Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» –
музей четырех соборов
25 лет Концертному хору Санкт-Петербурга

Концертный хор Санкт-Петербурга под управлением заслуженного артиста России Владимира Беглецова (до недавнего времени – Камерный хор Смольного собора) – одна из самых престижных «визитных карточек» Северной столицы и ее всемирно известного символа – Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

 

В 2016 году прославленному коллективу исполнилось 25 лет. Вначале хором руководил профессор Санкт-Петербургской консерватории Станислав Легков, в дальнейшем главными дирижерами были известные петербургские музыканты Андрей Петренко и Эдуард Кротман.

 

В 2004 году художественное руководство хора взял на себя Владимир Беглецов.

 

Хор завоевал устойчивую репутацию как образец высокого стиля, в котором укорененность в национальной традиции сочетается не только с отзывчивостью по отношению к современным тенденциям в искусстве, но и со способностью влиять на эти тенденции и формировать их.

 

Филигранное мастерство – неоспоримое преимущество, без которого не родился бы незабываемый тембр Хора. Но уникальность – не в этом. Владимир Беглецов умеет слышать время. Как прошлое, настоящее и будущее. Как длительность ноты, произведения, репетиции, концерта… Дирижер слышит голос автора, улавливает над-текстовый смысл послания и не боится ответить на него. Поэтому так современно и своевременно, с почтением к прежней стилистике, но без заискивания перед ней звучат в исполнении хора пассионы, мессы, реквиемы Шютца, Баха, Моцарта, Бетховена, Брамса, Форе, Верди, литургические песнопения Чайковского, Рахманинова, Гречанинова, концерты Бортнянского и хоровые опусы Танеева. Поэтому так естественно уживаются в программах Беглецова Перголези и Бернстайн, Шнитке и Свиридов…

 

Особая страница – русская опера. «Алеко», «Евгений Онегин», «Снегурочка», «Иоланта», «Пиковая дама» – уникальные работы на грани концертного и сценического жанров, осуществленные с помощью приглашенных оркестров силами хора, в котором почти каждый артист – потенциальный или уже реализовавший себя оперный солист.

 

В самостоятельный сюжет складываются программы из духовных сочинений, исполняемые по двунадесятым праздникам в Исаакиевском соборе хором и солистами Мариинского и Михайловского театров. Сбор от концертов перечисляется на реставрацию православных святынь.

 

Украшением сезонов белых ночей в Санкт-Петербурге являются еженедельные выступления хора в Спасе на крови. Звук, цвет и свет словно перетекают друг в друга, окружая слушателей атмосферой неправдоподобной красоты.

 

В родном городе не найдется ни одного значимого зала, где не рукоплескали бы Концертному хору Санкт-Петербурга: Мариинка-3, Большой и Малый залы филармонии, Государственная капелла… В 2016 году этот список пополнили Лютеранская церковь святого Петра (Петрикирхе), Базилика св. Екатерины и Михайловский замок.

 

Ежегодно хор гастролирует в различных городах страны и за рубежом. Коллектив выступал в Гаагском парламенте и перед Её высочеством Королевой Нидерландов, на престижных музыкальных фестивалях Норвегии, Испании, Германии, Польши, совсем недавно музыканты с успехом выступили в Шанхае и Сочи.

 

В год 125-летия С. Прокофьева в завершение юбилейного цикла концертов В. Беглецов преподнес слушателям роскошный подарок: два хора на стихи К. Бальмонта, «Скифская сюита» и оратория «На страже мира» прозвучали в Капелле в исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга, Хора мальчиков Училища им. М. И. Глинки, которым также руководит маэстро Беглецов, и Симфонического оркестра Капеллы. В роли чтеца выступил народный артист России Николай Буров. Даже отдельно взятая, программа, в которой чудесным образом проявился весь многоэтапный творческий путь композитора, претендует на первенство за неординарность замысла и совершенство его воплощения.

 

Для торжественного вечера в честь 25-летия хора Владимир Беглецов выбрал только что написанную Светланой Нестеровой оперу «Поди туда – не знаю куда» по мотивам одноименной русской сказки. Концерт состоится 20 октября в Большом зале филармонии.

 

На концертах хора всегда много молодежи. Это тот самый, редкий и драгоценный, случай, когда двадцатилетние бунтари совпадают во мнении с многоопытными ветеранами: ходить на выступления Концертного хора Санкт-Петербурга – престижно!