Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» –
музейный комплекс
«Дорога к храму для школяров»

 

Старшеклассники 45-й, 72-й, 308-й и 553-й школ, а также 486-го лицея перед этим успешно завершили занятия по специальной программе «Музей – школе», подготовленной музеем-памятником «Исаакиевский собор» (в ведении которого находится и Смольный собор) совместно с ВНИИ общего образования РГПУ им. А. И. Герцена.
 
– С Исаакиевским собором мы сотрудничаем не первый год, – рассказала мне ведущая состязания сотрудница ВНИИ Ольга Ивашова. – В прошлом году выпустили серию книг «Музей – школе», содержащую задания по разным предметам о музеях соборного кольца. Есть среди них и математика для средней школы, и химия, и физика, и изобразительное искусство, и литература, и английский язык. Эти книги и помогали школьникам готовиться к непростому состязанию.
 
К слову сказать, столь масштабное интеллектуальное состязание питерских школьников проводится музеем и вузовскими педагогами уже в третий раз. По обыкновению, оно проходит в конце апреля.
 
– В 2008 году мы его приурочили сразу к двум 150-летиям – со дня освящения Исаакиевского собора и смерти Монферрана, в прошлом – к 300-летию Полтавской битвы его, – рассказал председатель жюри, начальник отдела по работе со школами музея-памятника «Исаакиевский собор» Анатолий Шарий.
 
Каждая команда изображала воспитанниц Смольного института и их кавалеров. И в фойе, и в зале, и на сцене то и дело мелькали девицы в пышных кринолинах и молодые люди в строгих фраках. Но если в зале это были все те же смешливые и шкодные школяры, то стоило им получить задание очередного конкурса, которые проводились по семи классам, как тотчас они преображались в чинных интеллектуалов.
 
В классе риторики от участников игры требовалось выразить свои мысли в соответствующем стиле, в классе рисования – опознать один из храмов музейного комплекса, входящих в ГМП «Исаакиевский собор», а потом еще и нарисовать его! К слову, это задание оказалось для большинства участников почти непреодолимым. Зато в классе «Ожившие проекты», где школьникам предложили заблаговременно включиться в научную деятельность, почти все команды получили высокие баллы.
 
Разминку КВН очень напомнил дискуссионный класс. А вот участники класса философии оказались перед задачей, масштабной и для взрослых людей. Им показали фрагмент художественного кинофильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние» и предложили – ни много ни мало! – тут же изложить свои мысли в кратком эссе на тему «Храм в моей жизни».
 
Честно говоря, я сильно сомневался, что конкурсантам это удастся. Видимо, это сомнение посетило и жюри, поскольку его председатель Анатолий Шарий неподдельно радовался, объявляя весьма неплохие результаты этого состязания. А эссе, благодаря которому команда школы № 308 получила наивысший балл – 5, даже не удержался и прочитал всему залу: «Под храмом можно подразумевать место, где человек обретает душу, – написал, как позже я выяснил, восьмиклассник этой школы Павел Томашевский. – Храм и есть душа человека, его возвышенная сущность. Приходя в храм, человек обретает спокойствие, обретает себя. Так зачем же дорога, если она не ведет к храму?».
 
Зрелищным вышло последнее состязание – в классе танца, где очаровательные старшеклассники с блеском исполнили мазурку.
 
А потом жюри назвало команды-победительницы по четырем основным номинациям – на лучшие проект, танцевальную пару, философское эссе и художественный образ храма и победителя всего состязания. Им стала команда 486-го лицея, которая упорно шла к своему триумфу, участвуя во всех подобных конкурсах. Ей вручили красивый пурпурно-золотой кубок и пообещали в мае экскурсионную поездку в город морской славы России – Кронштадт.