Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» –
музейный комплекс
«Школьники в соборе»

Долгие годы тема музейной педагогики остаётся актуальной, интересной для изучения, анализа и дальнейшего развития музея. Примером инновационной формы сотрудничества музея с разного уровня образовательными учреждениями можно считать работу Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

 

Ольга Ган.   Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»
Елена Полутова.  Средняя образовательная школа №210

 

Основная цель таких программ — приобщение школьников к ценностям культуры, сосредоточенным в музеях-памятниках, формирование представлений о традициях и достижениях разных стран. Основу такого проекта составила музейно-педагогическая программа «Музей — школе», которая включает циклы тематических занятий и экскурсий, разработанных методистами сектора музейной педагогики нашего музея.

 

Занятия объединены в абонементы, проводятся в течение учебного года. Большой популярностью пользуется абонемент «От века к веку» для школьников средних классов. Абонемент состоит из семи занятий, которые проводятся в трёх соборах, входящих в комплекс «Исаакиевский собор» — Сампсониевском соборе, Исаакиевском соборе, храме Воскресения Христова (Спас на крови).

 

На занятиях дети знакомятся с историей петербургской храмовой архитектуры  XVIII–XX веков, с устройством православных храмов и их внутренним убранством.

 

Для самых маленьких посетителей — младшеклассников — мы предлагаем абонемент «Знакомство с православным храмом». Занятия проводятся в Сампсониевском соборе, дети знакомятся с историей старейшего храма-памятника воинской славы Санкт-Петербурга, с основами русского православного искусства. Завершается цикл занятий концертом камерного хора «Смольный собор».

 

Более серьёзными можно считать абонементы «Под сводами Исаакия» и «Православие. Самодержавие. Народность». На эти занятия, которые проводятся в форме бесед, но с использованием интерактивных элементов, охотно приходят ребята старших классов.

 

Коллектив сектора музейной педагогики Исаакиевского собора находится в постоянном поиске новых форм взаимодействия со школьниками. За десять лет работы сложилось тесное сотрудничество с преподавателями и учащимися школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Надёжным творческим партнёром по реализации совместных культурно-образовательных проектов стала школа №210 Центрального района Санкт-Петербурга.

 

Одним из результатов такого сотрудничества стало внедрение в 2014/15 учебном году абонемента «Основы православной культуры», разработанного в связи с введением школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах. Были проработаны содержания занятий, продуманы специальные творческие задания для детей. Подготовительным этапом стало проведение в школе уроков, в которых дети приняли самое активное участие: они самостоятельно изучали сюжеты Библии, пересказывали, обсуждали, осмысляли. По собственной инициативе ребята создали своими руками детскую иллюстрированную Библию. На занятиях в храмах они знакомились с живописными и мозаичными произведениями, соответствующими библейским сюжетам. На занятиях были затронуты следующие темы: «Культура и религия», «История возникновения мировых религий», «Священные книги мира», «Тема добра и зла». Дети обсуждали смысл нравственных заповедей, семейные ценности, тему любви и уважения к Отечеству. Успешный опыт позволил предложить учителям младшеклассников программу «Основы православной культуры».

 

С 2014 года мы, методисты музея, преподаватели и учащиеся школы, начали проводить совместные внеурочные занятия на базе Исаакиевского собора. Среди них особенно хочется выделить следующие: экскурсию-квест «Дорога к Исаакиевскому собору» (по улицам Санкт-Петербурга, от школы на Невском до площади Декабристов) и квест «Моя коллекция минералов и горных пород» (ученикам предлагалось проявить свои знания в области истории, географии, химии, литературы, истории Санкт-Петербурга, живописи и скульптуры и подумать о судьбе каменных дел мастера Самсона Суханова). Учащимися и учителями был создан фильм, который помог ответить на вопросы квеста, собрана коллекция минералов и горных пород (помогли родители-геологи). В музее был проведён интегрированный урок.

 

Занятие «Художники и скульпторы Исаакиевского собора. Академическое направление» было проведено в игровой форме. Речь шла о судьбах художников и скульпторов К.П.Брюллова, Ф. А. Бруни, Н. С. Пименова, П. К. Клодта, И. П. Витали, об особенностях их работ и об основных чертах академического направления в живописи. Занятие проводилось совместно с Русским музеем. Совместно с Российским этнографическим музеем был разработан абонемент «Россия: истоки и грани культуры».

 

Опыт проведения внеурочных занятий в соборах продолжен и в этом учебном году. Большой интерес у детей вызвало занятие в храме Спаса на Крови — «О сложном просто и привычно», посвящённое евангельским притчам. В 2016 году учителя, ученики школы №210 и методисты школьного сектора музейной педагогики Исаакиевского собора планируют провести внеурочные занятия по темам «Символика храма» (в храме Спаса на Крови) и «Рождество Богородицы» (в Исаакиевском соборе), а также «Решение межпредметных задач. Химия. Физика. Математика» — на базе трёх соборов совместно с Российским государственным педагогическим университетом имени А. И. Герцена.

 

Санкт-Петербург