Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» –
музей четырех соборов
Смольный собор
Архитектура

Воскресенский Смольный монастырь стал вершиной творчества Растрелли, позволив архитектору создать великолепный ансамбль.
Следуя русской традиции располагать монастыри у водного пространства, Растрелли разместил монастырский комплекс на берегу Невы, его общий план представляет композицию в виде равностороннего греческого креста, в центре которого возвышается пятиглавый собор высотой 93 метра.

 


Главное во внешнем облике ансамбля – слитность всех его частей в едином порыве вверх, причем нарастание идет постепенно: низкая каменная ограда с башенками, возвышающиеся над ней корпуса монастырских келий с угловыми церквями связаны в единое целое вертикалью собора. Первоначально Растрелли планировал возвести квадратный в плане одноглавый храм, с волнистой линией фасадов, характерной для архитектуры европейского барокко. Однако по требованию Елизаветы Петровны этот проект был отклонен. Впервые после царствования Петра I обратились к традициям древнерусского зодчества. Растрелли удалось объединить формы европейского барокко с православным пятиглавием, как того и требовала императрица.


Воскресенский Смольный собор построен в архитектурном стиле «барокко». Стены корпусов, башни и купола собора в изобилии украшены лепными и золочеными деталями – роскошными гирляндами из цветов и листьев, головками Херувимов, вазами, завитками. Белые архитектурные детали причудливого рисунка на фоне ярко-голубых стен усиливают праздничную декоративность фасадов. Двухъярусные полуколонны и пилястры, вытянутые окна и двери подчеркивают устремленность вверх всего сооружения. Архитектор гениально придал грандиозному храму впечатление легкости и невесомости, – кажется, что он лишь касается земли, устремляясь к небу.