Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» –
музейный комплекс
Спас на крови
Архитектура

Спас на крови (Храм воскресения Христова) – один из самых необычных храмов Петербурга. Его динамичная, живописная композиция и многоцветный декор создают яркий, неповторимый акцент в архитектурном облике центральной части города.
Спас на крови можно без преувеличения назвать уникальным памятником «русского» стиля в Петербурге. По требованию императора Александра III храм был спроектирован А.А. Парландом в стиле московского и ярославского зодчества XVII века, и архитектор, творчески переработав приемы церковной архитектуры допетровской эпохи, создал собирательный образ русского православного храма.

 

В основе композиции собора – компактный пятиглавый объем, завершенный с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной – массивной столпообразной колокольней. Место центральной главы занимает восьмигранный шатер. Он сближает Спас на крови с линией монументальных храмов-памятников XVI - XVII веков, для которых была характерна ярко выраженная высотная доминанта, подчеркивающая их особое значение.

 

 

Храм выстроен из красно-коричневого кирпича, и его фасады сплошным ковром покрывает сложный измельченный декор, аналогичный работам московских и ярославских мастеров XVII века – пояски и крестики из цветного кирпича, полихромные изразцы в стенных углублениях-«ширинках», поливная черепица на шатрах и кровлях апсид, ажурные арочки, колонки и кокошники из белого мрамора. Значительную роль в создании праздничного облика храма играют мозаики, акцентирующие основные композиционные детали здания –  кокошники, кессоны, фронтоны.


Уникальны пять центральных глав Спаса на крови, покрытых цветной ювелирной эмалью по медным листам, и вызывающих в памяти полихромные главы московского храма Василия Блаженного, с которым особенно часто сравнивают храм Воскресения, несмотря на полное различие их пространственно-планировочной структуры. Маленькие луковичные главки над апсидами и глава колокольни Спаса на крови имеют традиционное золоченое покрытие.

 

Мемориальный характер храма еще раз подчеркивается размещением в цокольной части стен 20 гранитных досок, описывающих деяния Александра II как царя-реформатора, царя-освободителя, а так же огромным мозаичным «Распятием» под золоченым навесом на западном фасаде колокольни. «Распятие» вновь напоминает о заключенном под сводами колокольни месте смертельного поранения императора, устанавливая ассоциативную связь между муками Спасителя на Голгофе и трагической гибелью российского царя 1 марта 1881 года.


Нижний ярус колокольни оформляет мозаичное собрание 134 гербов российских губерний, областей, городов, жители которых внесли пожертвования на строительство храма. Эти гербы представляют собой уникальную геральдическую коллекцию.