Информационное агентство «News» 21.11.2016 В Исаакиевском соборе состоится концерт духовной музыки
6 декабря, 18.00. Проведение концерта приурочено к 25-летию Концертного хора Санкт-Петербурга и по сложившейся традиции — к праздничному дню по Православному календарю. 6 декабря — день памяти святого благоверного князя Александра Невского
Сегодня в Большом зале Филармонии отмечает 25-летие Концертный хор Санкт-Петербурга (Камерный хор Смольного собора), возглавляемый заслуженным артистом России Владимиром Беглецовым.
Хор с огромным успехом выступает как в Петербурге, так и в других российских городах, а также за рубежом. Свой юбилей коллектив отмечает премьерой оперы петербургского композитора Светланы Нестеровой «Поди туда - не знаю куда». Светлана Нестерова рассказала, что идея создать оперу по мотивам русской сказки «Поди туда - не знаю куда, найди то - не знаю что» принадлежит Владимиру Беглецову. В этой сказке, по ее мнению, есть «и ад, и чистилище, и рай... Это модель нашего мира фактически. Она интересна и взрослым и детям... Главная идея оперы - вера в мечту. Чудеса вокруг нас происходят постоянно, надо только обращать на них внимание».
Дискуссия вокруг возможной передачи епархии в пользование Исаакиевского собора и ряда других храмов-музеев набирает обороты. Между тем вопрос поставлен не впервые. Еще в конце 2011 года на заседании Совета по сохранению культурного наследия при городском правительстве тогдашний председатель КГИОП Александр Макаров предложил передать православной церкви Исаакиевский собор, заметив, что это его личное мнение. Тогда оно не было поддержано, и на том все затихло. Своим взглядом на происходящее сегодня делится председатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис
Инициативная группа граждан подала в городскую избирательную комиссию Санкт-Петербурга документы с просьбой провести референдум по вопросу о передаче музея-памятника «Исаакиевский собор» Церкви, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу горизбиркома. Комиссии предстоит рассмотреть заявку и дать либо добро на его проведение, либо запретить
Директор музея-памятника «Исаакиевский собор», доверенное лицо президента России Николай Буров высказался против передачи храма в безвозмездное пользование Русской православной церкви – с такой просьбой обратилась к властям города Санкт-Петербургская митрополия, пишет газета «Коммерсантъ». В Смольном заявили, что решение о передаче этого собора будет принято с учетом интересов жителей Петербурга и туристов
В мае 1883 года редакция журнала «Русская старина» выступила с инициативой «обновить» обветшавший памятник в ограде Сампсониевского собора на могиле Артемия Волынского, Петра Еропкина и Андрея Хрущова. Как известно, их казнили в 1740 году по обвинению в заговоре против императрицы Анны Иоанновны «по злобе и проискам иноземца Бирона».
Известный далеко за пределами Санкт-Петербурга Камерный хор Смольного собора через некоторое время сменит название и, если следовать морской терминологии, «порт приписки»
Чем ближе мы подходим к 7 мая — дате 175-летнего юбилея Петра Ильича Чайковского, тем чаще на афишах концертных залов и оперных театров мелькает его имя
В субботу, 25 апреля, премьерой концертного исполнения «Пиковой дамы» нас хочет порадовать оркестр и хор Смольного собора под руководством именитого дирижера заслуженного артиста России Владимира Беглецова
Три столетия архитектуры Санкт-Петербурга сегодня представляют четыре уникальных храма-памятника: Сампсониевский и Смольный соборы (XVIII в.), Исаакиевский собор (XIX в.) и храм Воскресения Христова (Спас на крови) (нач. XX в.). Их объединяет музейный комплекс «Государственный музей-памятник <<Исаакиевский собор» – многофункциональное музейное учреждение, создающее у посетителей ощущение особой атмосферы современного музея Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургские Ведомости 10 октября 2013 Звучание музея. Завтра ГМП "Исаакиевский собор" открывает концертный сезон
Автор Ольга Шервуд Как знают постоянные читатели газеты, мы регулярно и подробно пишем о событиях во всех четырех соборах государственного музея-памятника – Исаакии, Спасе на крови, Сампсониевском и Смольном – и о той музыке, которая в них звучит. Однако в храмах-музеях полно интереснейших новостей, о которых журналистам рассказали на состоявшемся недавно пресс-туре
Ежедневный звон главного колокола Исаакиевского собора станет символом Петербурга наравне с полуденным выстрелом с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости. Такую поправку в устав Петербурга приняло сегодня в первом чтении Заксобрание.
При голосовании за поправку, предложенную фракцией "Единая Россия", за создание новой городской традиции высказались 37 депутатов. Она предлагает законодательно закрепить звон колокола собора ровно в полдень. Ранее с этой инициативой выступил директор Государственного музея- памятника "Исаакиевский собор" Николай Буров.
Исаакиевский собор после 80 лет молчания снова "обрел голос" в 2012 году, когда приняли решение воссоздать 11 уникальных колоколов, снятых и переплавленных в начале XX века. В декабре на северо-восточную звонницу шедевра зодчего Огюста Монферрана подняли крупнейший из них – 10-тонный Полиелейный колокол.
Фильм к выставке «Автор одного письма», посвященный жизни и творчеству последнего епархиального архитектора Петербурга А.П. Аплаксина, с участием Н.В.Бурова. 18 марта 2013
Фракция "Единой России" в законодательном собрании Петербурга предложила дополнить традиционный полуденный выстрел из пушки Петропавловской крепости ударами колокола Исаакиевского собора, сообщает пресс-служба палаты.
Предложение в случае поддержки депутатов других фракций планируют закрепить в уставе города.
В декабре 2012 года на колокольне Исаакиевского собора был установлен десятитонный колокол. В перспективе на свое историческое место планируется вернуть остальные десять колоколов.
Колокола для Исаакиевского собора были отлиты в Петербурге в 1840 году. В 1930 году в связи с открытием в храме антирелигиозного музея было принято решение о снятии колоколов. В 1931 году они были демонтированы и отправлены на переплавку.
Сейчас собор имеет статус музея. Зарегистрированная в июне 1991 года церковная община имеет возможность совершать богослужения по особым дням с разрешения дирекции
Сюжет «60-летие отмечает народный артист России, директор петербургского музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров»
60-летие отмечает сегодня народный артист России, председатель Общественного совета Санкт-Петербурга, директор Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Николай Буров. Юбиляра поздравили губернаторы Петербурга и Ленинградской области Георгий Полтавченко и Александр Дрозденко, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.
Николай Витальевич - выпускник Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Многие годы он был ведущим артистом ТЮЗа и Александринского театра. В его активе - десятки киноработ. Редкий тембр голоса и совершенное владение драматической формой позволяет ему плодотворно работать на радио, выступать с ведущими симфоническими оркестрами в качестве чтеца. Голосом Бурова озвучиваются церемонии возложения венков на Пискаревском мемориальном кладбище.
Наряду с участием в творческих проектах артист ведет активную общественную деятельность в Союзе театральных деятелей и Союзе музеев России. В 2005-2008 годах он был председателем городского комитета по культуре.
В качестве директора ГМП "Исаакиевский собор" известный петербуржец также немало потрудился во благо родного города, проявив себя не только умелым руководителем, но прежде всего христианином. Вверенные ему четыре уникальных памятника музейно-церковного комплекса - Исаакиевский, Сампсониевский, Смольный соборы и храм "Спас-на-Крови" - стали для него не просто местом работы, а местом служения. "Эта деятельность - один из лучших примеров плодотворного соработничества государства и Церкви", - отмечено в поздравлении Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.
Санкт-Петербург, 14 декабря. Состоялось торжественное освящение первого большого Полиелейного 10-ти тонного колокола Исаакиевского собора. Чин освящения совершил викарий Санкт-Петербургской епархии, епископ Петергофский Маркелл, сообщает пресс-служба ГМП «Исаакиевский собор».
В царствование Николая I в 1840-х годах мастером Иваном Стукалкиным для Исаакиевского собора в Петербурге были отлиты 11 колоколов. Все колокола были отлиты из старых сибирских пятаков. После революции, в 1929 году, колокола были сняты и бесследно утрачены.
В текущем году было принято решение о воссоздании уникальных 11-ти колоколов для собора. Отливались они в Воронеже на колокололитейном заводе Анисимова, который был основан в 1989 году. С того времени он стал крупнейшим в стране предприятием по производству церковных колоколов.
После освящения большого Полиелейного колокола в Исаакиевском соборе состоялось освящение воссозданных знамен ополчения 1812 года. Исторически они находились в Исаакиевском соборе с 1862 года и располагались в юго-западной части, вблизи плащаницы. По торжественным дням знамена выносились на солею. В честь годовщины Отечественной войны 1812 года воссозданные знамена освящены и будут установлены в Исаакиевском соборе.
В Санкт-Петербурге освящен первый из одиннадцати колоколов Исаакиевского собора. Спустя 80 лет уникальная звонница постепенно возвращается на свое историческое место - колокольню крупнейшего не только в России, но и Европе храма (АУДИО)
Старожилы утверждают, что в первые десятилетия 20 века звон колоколов Исаакиевского собора был слышен за несколько десятков километров от города. К сожалению, исторический благовест храма, отлитый в 1840 году, не сохранился.
Богоборческие власти, побоявшись уничтожить великолепное творение французского архитектора Огюста Монферрана, приняли решение избавиться от колоколов. Все они, включая и самый большой, весом в тридцать тонн, были отправлены на переплавку в начале 1930-х годов. Мы решили восстановить историческую справедливость и вернуть собору колокола, рассказал "Голосу России" директор государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Николай Буров
Исаакиевский собор Санкт-Петербурга спустя более 80 лет обрел колокола. Главный из них, полиелейный кампан-гигант весом в 10 тонн, освятил 14 декабря епископ Петергофский Маркелл.
Набор для звонницы из 11-ти бронзовых благовестов изготовлен по старинным технологиям на крупнейшем в России колокололитейном заводе Анисимова (фирме "Вера") в Воронеже.
Колокола будут установлены на звоннице в конце декабря и впервые зазвучат в Рождество Христово.
По предложению директора ГМП "Исаакиевский собор" Николая Бурова в северной столице появится новая традиция: после полуденного выстрела сигнальной пушки Петропавловской крепости в тон ему будет звучать большой колокол Исаакиевского собора.
Колокола Исаакия были отлиты мастером Иваном Стукалкиным в 1840 году из старых сибирских пятаков. При советской власти шедевр зодчего Огюста Монферана был превращен в антирелигиозный музей, в 1931 году звонницу демонтировали, а из сплава ее колоколов был отлит памятник Ленину у одного из городских вокзалов.
Новый набор колоколов изготовлен благодаря финансовой поддержке РЖД и фонда "Транссоюз". За участие в проекте "Возвращение голосов Исаакиевского собора" директор фонда Владимир Чернышов и его заместитель Игорь Артемьев награждены митрополичьими грамотами.
Журнал «Реликвия» № 28
Сюжет « Ангелы возвращаются»
Сюжет «Возвращения Царских врат Спаса на крови спустя 80 лет»
Автор Таисия Бартова-Грозовская, пресс-секретарь ГМП «Исаакиевский собор»
Санкт-Петербург. 24 октября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Исаакиевский собор открывает проект "Петербург с высоты птичьего полета для человека в коляске", сообщает пресс-служба государственного музея-памятника
В Исаакиевском соборе прошла миссионерская Божественная литургия. Это уникальное богослужение. Церковное пение и чтение молитв сопровождается комментариями, раскрывающими суть происходящего. Поскольку многие прихожане не знают всех обрядов и молитв. Такие литургии были популярны на Руси в допетровские времена.
Впервые под сводами Исаакиевского собора звучало собрание древнерусских распевов. Около года исследователи кафедры древнерусского певческого искусства Петербургской консерватории собирали редкий материал по старинным рукописям, переписывали и систематизировали найденное, чтобы составить цельную службу образца XVII века.
Исполняли уникальные произведения тоже как в старину - на три хора. В сводном хоре 120 человек - певчие, регенты и музыканты из 20 стран во главе с лучшими хорами России. Дата для миссионерской литургии была выбрана не случайно, она приурочена ко Дню покровителей Петербурга Святых апостолов Петра и Павла.
Комментировал божественную литургию известный миссионер диакон Андрей Кураев. Его комментарии богослужения уже можно было услышать на нашем телеканале в документальном фильме «Время покаяния».
Голгофу и Воскресение Соловков можно увидеть в эти дни в Петербурге. Так называется передвижная выставка, которая открылась в пятницу в Смольном соборе северной столицы. Ее приурочили к 45-летию Соловецкого музея-заповедника. Экспозиция рассказывает о пятивековой истории монастыря и его трагической судьбе в двадцатом столетии. В тридцатых годах архипелаг назывался СЛОН - Соловецкий лагерь особого назначения. Через него прошли около 80 тыс. человек.
В Спасе на Крови 23 мая прошло очередное заседание Собрания друзей Исаакиевского собора. Поводом к прошедшей встрече стало подведение итогов масштабного реставрационного проекта, осуществленного петербургским музеем. Членам Собрания представили обновленные Царские врата храма Воскресения Христова, являющиеся уникальным произведением ювелирного искусства. В рамках заседания также был показан документальный фильм, посвященный процессу реставрации декоративного убранства Спаса на крови. Кроме того, состоялся небольшой концерт: перед Собранием выступил Камерный хор Смольного собора.
85 – легенде ленинградской реставрации Марку Колотову. Как главный архитектор, Колотов принимал участие в восстановлении десятков выдающихся памятников, и среди них - Исаакиевский собор, музей Державина на Фонтанке и знаменитый Спас на Крови.
Глазами ангелов предлагают взглянуть на Санкт-Петербург авторы выставки, открывшейся 1 декабря в Исаакиевском соборе. Она приурочена к возвращению после пятилетней реставрации первой скульптурной группы "Ангелы со светильником" на юго-западную часть кровли собора. Подъем 12-тонных скульптур был успешно завершен три дня назад
В Петербурге подошел к завершению ещё один рабочий этап по восстановлению исторического облика Исаакиевского собора. Храм, построенный в XIX веке по проекту архитектора Огюста Монферрана, является одной из главных достопримечательностей Северной столицы. Время и неблагоприятные погодные условия оказывают на старинный памятник архитектуры крайне негативное воздействие. Вместе с тем, специалисты делают все возможное, чтобы сохранить его в надлежащем виде. Их деятельность затрагивает как интерьер, так и экстерьер здания. На северный порт Исаакиевского собора вернулась обновленная скульптура Апостола Павла. Несколько лет назад она находилась в ужасном состоянии. Как сообщает НТВ со ссылкой на заместителя директора петербургского музея Бориса Подольского, повреждения оболочки скульптуры достигали 40 процентов. При помощи современных нанотехнологий экспертам удалось исправить ситуацию и восстановить патину. При этом её химический состав оказался идентичен первоначальному. По данным телеканала, такой опыт в истории мировой реставрации реализован впервые. Через неделю на крыше Исаакиевского собора после реставрации появится ещё одна скульптурная композиция - «Ангел со светильником». Предполагается, что обе скульптуры сохранят свой облик десятки лет. При тщательном наблюдении за их состоянием этот срок может достигнуть и сотни лет
На Исаакиевский собор вернулся Апостол Павел. После многолетней реконструкции пятитонную скульптуру установили на северный портик храма. «Впервые в России и, наверное, в мире, применили метод реставрации холодным газо-динамическим напылением. Существует установка, которая под давлением примерно 3,5 скорости звука напыляет нано-порошки различных материалов, которые применяются здесь, это и медь, и патина», заявил один из реставраторов. В ближайшее время на место вернут и скульптурную композицию «Ангелы со светильником».
Восстанавливать статую пришлось основательно: фигура сильно пострадала от погодных условий. Работы велись на протяжении шести лет. С этой целью привлекли экспертов из 20 различных организаций, сообщает www.ntv.ru. Скульптуру Апостола Павла на северный портик Исаакиевского собора подняли всего за полчаса. Такая быстрота объясняется тщательностью подготовки: каждое действие операции просчитали не один раз. Трехтонную фигуру поместили в надежный металлический каркас, способный выдержать и более тяжелый груз. Через неделю на крышу Исаакиевского собора вернется еще одна отреставрированная композиция — ангел со светильником. Эта скульптура намного масштабнее. Она весит в пять раз больше, чем та, которую установили сегодня. В течение четырех лет будут воссозданы все 24 статуи ангелов и архангелов на фасаде собора. Реставраторы дают гарантию на свою работу. Скульптуры не придется восстанавливать как минимум четверть века. А при должном уходе они могут сохраниться и 200 лет.
Скульптура провела в реставрации шесть лет и после серьезного восстановления и научных исследований заняла свое место на северо-западном углу крыши собора. Вся операция по подъему заняла буквально несколько минут. Семитонная скульптура Апостола Павла была поднята наверх с необычайной легкостью. Чуть больше времени потребовалось для закрепления ее уже непосредственно на крыше. Это возвращение стало самым первым и самым ожидаемым в череде реставраций. Вслед за Павлом уже на верхний ярус собора ровно через неделю взлетит ангел со светильником. По словам заместителя директора Исаакиевского собора Бориса Подольского, в ходе реставрационных работ со скульптурами были проведены буквально медицинские исследования. Было установлено, что оболочка была повреждена на 40%, серьезной коррозии подверглись и конструкции каркаса. Полученные результаты позволят на более высоком уровне проводить работы с другими объектами. Руководитель музея Николай Буров отметил, что ранее названные им сроки по другим работам - 12 лет - теперь могут быть сокращены в трое, а то и вчетверо. Гарантия на работы от реставраторов - около сотни лет. Стоимость работ по восстановлению Павла и ангела со светильником, по словам Подольского, составила 28 миллионов рублей. Сегодня Исаакиевский собор Санкт-Петербурга обрел привычный вид. На портик красивейшего творения Монферрана вернули апостола Павла. Скульптуру реставрировали в течение нескольких лет.
Скульптура Апостола Павла провела в реставрации шесть лет и после серьезного восстановления заняла свое место на крыше Исаакиевского собора. Вся операция по подъему заняла буквально несколько минут. Это возвращение стало первым в череде реставраций. Вслед за Павлом на верхний ярус собора ровно через неделю "взлетит" ангел со светильником.
Спас на Крови готовится принять одно из главных своих сокровищ - воссозданные Царские врата. К их воссозданию ленинградские реставраторы хотели приступить еще в конце 80-х, но тогда помешало отсутствие архивного материала. Алексей Олиферук продолжит.
После революции один из красивейших соборов Северной столицы собирались сносить и его убранство просто растащили по частям. Тогда церковную утварь из золота и серебра выносили мешками.
И теперь от роскошных Царских врат сохранилась только стальной каркас и петли. Все остальное воссоздавали по единственной черно-белой фотографии 1907-го года. По сложности эту работу сравнивают с воссозданием Янтарной комнаты. Уже в конце года врата планируют установить в соборе.
После пяти лет кропотливой работы реставраторам практически по крупицам удалось воссоздать большую часть элементов царских врат храма Спаса на крови. К декабрю их покроют уникальной лиможской эмалью и установят в храме. А сейчас в мастерских идет финальная работа по подгонке и монтажу декоративных элементов, передает НТВ.
После закрытия храма в советское время вся отделка врат была утрачена, но сама деревянная основа и петли сохранились. Получить представление о первоначальном облике врат реставраторам удалось лишь по нескольким черно-белым фотографиям и скупым отчетам специалистов того времени.
Царские врата собора Спаса-на-Крови скоро займут свое место. Реставраторы заканчивают работу по их реставрации. Долгое время, по оценкам историков, примерно с конца 30-ых массивная конструкция отсутствовала. Ее разобрали на составляющие, сам собор тогда вообще хотели сносить, говорят даже, что не было никакого учета уникальных элементов декора. В Эрмитаж их приносили мешками, а в документах так и значилось: «Матрос принес мешок какой-то утвари». Так, из родных деталей до наших дней сохранилась только основа и петли, все остальное воссоздавали по фотографиям.
Весят створы около 200 кг, с декором - 300. Все детали убранства литые, серебряные или позолоченные, кроме одной резной, она из меди. Теперь реставраторам предстоит вписать эмалевые элементы в киоты, стараются работать так, чтобы уже в конце года врата можно было установить в соборе.
С балюстрады Исаакиевского собора один за другим слетают ангелы. Бронзовые скульптуры начинают реставрировать. Когда планируют закончить работы? И какие сюрпризы реставраторам оставили их предшественники?
Николай Буров, директор музея «Исаакиевский собор»:
«Сегодня спустя 90 лет, вспоминая гумилевский «заблудившийся трамвай», пришли в Исаакиевский собор для того, чтобы отслужить молебен о здравии Машеньки и панихиду обо мне, как он говорил, писал в «заблудившемся трамвае». У нас сегодня не массовая акция, мы позвали только тех, кто так или иначе прикасается к творчеству».
Смольный собор Петербурга завершил концертный сезон в среду выступлением ансамбля "Эрмитаж-квартет", сообщила пресс-служба городского комитета по культуре.
В программу концерта войдет исполнение цикла Антонио Вивальди "Времена года". При этом под звучащую музыку главный режиссер Смольного собора Виталий Гордиенко представит видеоряд из картин Питера Брейгеля и Антуана Ватто.
Концерт приурочат к 270-летию со дня смерти композитора А.Вивальди. Каждому из четырех концертов цикла "Времена года" будет предшествовать небольшое стихотворение в форме сонета.
15 июля 2011 г. в 10.00 в Исаакиевском соборе состоялся молебен архиерейским чином, возглавляемый Епископом Петергофским Маркеллом, викарием Санкт-Петербургской епархии, в память Великой русской Княгини Ольги Николаевны - королевы Вюртемберга.
Телеканал «СТО» 27.06.2011 Сюжет «Русские каникулы в Лимасоле»
В минувшие выходные в рамках программы «Кипр – Санкт-Петербург» на острове Лимасол выступили известнейшие коллективы Северной столицы. Среди них артисты балета Мариинского театра и камерный хор Смольного собора
Работники музеев Петербурга недовольны внешним видом жителей города и туристов, которых летняя жара вынудила поменять стиль одежды и посещать культурные места в шлепанцах и шортах. Об этом сообщил «Интерфакс».
Принцесса Таиланда Чулапхон Махидон, которая в эти дни находится в Петербурге, посетила Исаакиевский собор. В Северной столице ее королевское высочество впервые. По собору для принцессы провели специальную экскурсию. После нее младшая дочь короля Сиама оставила запись в книге почетных гостей.
Месяц Северной столицы на жарком Кипре стартовал. В Лимассоле выступили петербургские духовые оркестры. Напомним, в рамках масштабного проекта двустороннего обмена концерты киприотов уже прошли в нашем городе.
Теперь их очередь насладиться искусством культурной столицы России. Туристы и местные жители смогут побывать на концертах «Терем-квартета», оркестра баянистов и аккордеонистов имени Смирнова. В монастырях выступит хор Смольного собора. А центральным событием станут два спектакля балетной труппы Мариинского театра.
Памятный диплом и благодарность. Исаакиевский собор отблагодарил своих друзей. Подарки вручили тем, кто в течении года всячески поддерживал проекты музейного комплекса, в их числе и Телеканал «100 ТВ». «100 ТВ» наградили за активное освещение деятельности Исаакиевского собора.
Вообще друзей у собора много, и каждый несет своей вклад в развитие культуры. Благодаря меценатам к ноябрю на кровлю памятника вернется скульптурная группа «Ангелы со светильниками» и фигура Апостола Петра.
Николай Буров, директор ГИП «Исаакиевский собор»:
«Представьте себе, что всего Исаакий украшен более чем полутора сотнями скульптур – каждая из них прожила жизнь более 150 лет, и каждая из них нуждается, чтоб ее подлечили».
В планах воссоздание одного из главных колоколов весом 15 тонн. Друзья собора намерены восстановить всю звонницу – ведь когда-то перезвон колоколов с Исаакия можно было услышать аж в Кронштадте!
82-летие отметил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Владыка отпраздновал знаменательное событие в день города, который он духовно опекает и очень любит. Поздравить архиерея в Исаакиевский собор приехала и губернатор Валентина Матвиенко
Николай Буров, директор музейного комплекса «Исаакиевский собор»
По отношению к музеям у петербуржцев существует некая инертность. Люди думают, что это и завтра от них никуда не уйдет. На самом деле музеи меняются – если не ежедневно, то ежегодно. Я сам петербуржец и знаю, если долго не бываешь в каком-то музее, перестаешь его узнавать.
Петербург стал первым городом России, в котором с начала нового туристического сезона стала действовать система, облегчающая жизнь российским и иностранным туристам, аналог европейской карты "фри пасс". Отечественный проект получил название "Карта гостя Санкт-Петербурга". На сегодняшний день к программе подключилось более 20 музеев города, транспортные компании, сетевые отели.
Ведущий – известный актёр театра и кино Михаил Морозов, заслуженный артист России – в ходе откровенной беседы проверяет своих ночных гостей на «морозоустойчивость». Однако каким именно образом ему это удается, мы пока вам не скажем... Смотрите в ночном эфире «Морозоустойчивость» с Михаилом Морозовым!
В Исаакиевском соборе после почти 100-летнего перерыва вновь появились лампады. Светильники воссоздали по старинным фотографиям. Новым светом они засияют на Пасху.
«Телеканал «Санкт-Петербург» начинает транслировать цикл встреч «Непотерянный Петербург». Это телевизионный дебют известного журналиста, вице-президента Медиа Союза Елены Зелинской, публичное размышление о вечных ценностях и о том, как их приспособить к сегодняшней жизни. Известные петербуржцы, которые приходят в гости к автору раз в неделю, внесли огромный вклад в жизнь города. Разговор с ними не сможет оставить равнодушным ни одного зрителя», – сообщили «Диалогу» в пресс-службе телеканала «Санкт-Петербург».
«В «Непотерянном Петербурге» участвуют ученые, писатели, философы, общественные деятели. Я приглашаю тех, с кем мне интересно самой. Горожанину также важно знать, о чем и как думают люди, которые формируют культурную среду в городе. Если хочешь разговаривать с петербуржцами о том, что их волнует, лучшего времени и места, чем канал «Санкт-Петербург», не найти», – рассказала «Диалогу» Елена Зелинская.
В ближайшее время зрители увидят интервью с Ольгой Таратыновой, директором Царского села и Николаем Буровым, директором Исаакиевского собора.
Премия присуждается петербуржцам в возрасте от 14 до 30 лет. В этом году лауреатами премии стали 14 человек, а всего на получение премии выдвигалось 139 кандидатов.
Молодежную премию правительства Петербурга вручили в Смольном соборе в четверг, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе городского комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями.
Самую высокую молодежную награду города за 2010 год получили 14 лауреатов: им вручили грамоты, памятные знаки и денежные премии.
"Молодежная премия – главная награда Петербурга для людей до 30 лет, это признание заслуг наших ребят общественностью и правительством. Сегодня молодежь вносит весомый вклад в развитие города, мы с радостью поощряем молодых людей за их выдающиеся заслуги", – сказал "Интерфаксу" и.о. председателя комитета Александр Николаев.
На соискание премии за 2010 год было выдвинуто 139 кандидатов.
Санкт-Петербург, 17 марта. В Концертно-выставочном зале «Смольный собор» сегодня в 15:00 состоится торжественная церемония вручения Молодежной премии Санкт-Петербурга за 2010 год.
В Петербурге продолжается реставрация Исаакиевского собора. В борьбе с коррозией, которой были подвержены медные скульптуры, украшающие купол, специалисты проявили чудеса изобретательности. В процессе реставрации они применили даже военные технологии, которые используются для защиты атомных подводных лодок. Этот метод планируется применить и к остальным бронзовым скульптурам Исаакия. И хотя реставрация рассчитана до 2025 года, «Апостол Павел» и «Ангелы со светильником» готовы вернуться на свои привычные места уже в мае.
Трактор на крыше Исаакиевского собора – это не фантазия, а суровая петербургская реальность – из-за огромного количества выпавшего снега администрация собора закупила американскую новинку, чтобы не повредить кровлю. Как удалось поднять чудо-технику на 100-метровую высоту, и справляется ли она со своими обязанностями – узнала Дарина Жежелева.
ИнтерФакс 16 февраля
Сюжет «Крышу Исаакиевского собора очищают механические снегоуборщики»
23 января исполнилось 225 лет со дня рождения великого русского архитектора Анри Луи Рикара Огюста де Монферрана
Автор: Ольга ШЕРВУД
Удивительный был человек - не только определение "русский" при таком-то имени впечатляет, само это определение, можно сказать, им заработано. Заслужено.
Каждому ленинградцу-петербуржцу естественно знать, что Исаакиевский собор и Александровскую колонну на Дворцовой площади возвел Монферран. Который увековечил себя на фронтоне собора - с его моделью в руках; можно посмотреть. Но и только. Подробно изучать обстоятельства жизни и саму личность зодчего начали не так давно, процесс вовсе не завершен. Вот что я услышала, в самом кратком пересказе, от заместителя директора по науке Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Александра Квятковского.
Облик делового центра города обсуждали в Петербургском Госуниверситете. Там открылся новый дискуссионный клуб, который даст возможность всем желающим высказать свое отношение к строительным проектам. Причем, как сказал председатель Общественного совета Николай Буров, желательно, чтобы обсуждение шло профессионально, а не было основано на эмоциях.
Интернет-телевидение «Искусство – ТВ» 2 ноября 2010
Сегодня в России отмечают лицейский день. 19 октября знаменитому царскосельскому лицею исполнилось 199 лет. И именно в этот день в одной из галерей современного искусства Петербурга собрались на встречу самые известные петербургские ученики и их учителя
Под Смольным собором, который на минувшей неделе отметил 175-летие, находился противоатомный бункер. Об этом сообщил нашему корреспонденту заместитель директора по научной работе Александр Квятковский
В Петербурге отмечают юбилей Смольного собора – 175-лет со дня открытия и освящения. Храм – один из красивейших в городе, жемчужина русского барокко. Сегодня это еще музей и концертный зал. В центральном пределе впервые с советских времен прошла божественная литургия, затем исполнили произведения современных композиторов.
Сюжет «Высочайше повелеваю» – к 175-летию освящения Смольного собора»
Высочайше повелеваю» – так называется выставка, посвященная 175-летию окончания строительства и освящения Воскресенского Смольного собора. В честь юбилейной даты в северной столице начались праздничные торжества. Прологом к ним стал вернисаж.
В Смольном зале нет свободных мест. Мировая премьера сочинений, посвященных собору, собрала сотни петербуржцев. Сегодня храм отмечает свое 175-летие. 1 октября 1835 года Смольный был освящен. Специально для юбилея знаменитые русские и зарубежные композиторы приготовили музыкальные подарки. Произведения Кнайфеля, Друха и Мерта прозвучали сегодня впервые. В этой музыке нашли свое отражение и дух, и история храма.
Николай Буров, директор музея-памятника «Исаакиевский собор»:
«Смольный – это не только собор. Смольный – это институт. Смольный – это понятие жизни и менталитета этого города. Смольный – это понятие жизни и менталитета Российской империи по-своему».
Сюжет «Один из красивейших храмов Петербурга — Воскресенский Смольный Собор — отмечает 175 лет со дня окончания строительства»
Его называют драгоценной жемчужиной русского барокко и великим долгостроем. Начали возводить его ещё в середине XVIII века по проекту Растрелли. Достроили через 87 лет.
Как потом выяснилось, цифра эта магическая в истории храма. С апреля в храме возобновились богослужения. А к юбилею Смольный отреставрировали.
Когда дошли до одной из сторон, вдруг выяснилось, что стена все время мокнет. Нашли источник: ключ бьет прямо в фундаменте. Мы долго думали как его отвести, и в конце концов нашли решение, чтобы обезопасить здание и не засыпать источник.
Санкт-Петербург, 30 сентября. Петербург празднует 175-летие Смольного собора. Как сообщили «БалтИнфо» в городском комитете по культуре, сегодня открывается юбилейная выставка «Высочайше повелеваю…», посвященная 175-летию окончания строительства и освящения Воскресенского Смольного собора. Экспонаты двух десятков российских музеев, в числе которых Эрмитаж и Русский музей, будут украшать выставочные стенды Смольного собора. Юбилею Смольного собора известные ведущие отечественные и зарубежные композиторы – А. Кнайфель, И. Друх, Р. Марино, З. Мерта - посвятили свои сочинения. Одно из них будет представлено 30 сентября на торжественном открытии выставки «Высочайше повелеваю…».
Третий Левитановский фестиваль классической музыки открылся в городе Плёсе, что в Ивановской области. В этом небольшом городке художник написал около 200 своих лучших полотен, в том числе - "Над вечным покоем". В Дачном театре Шаляпина артисты Молодежной программы Большого театра представили специально созданную для фестиваля программу.
Масштаб концертов - отнюдь не провинциальный. На сцене театра имени Шаляпина - артисты Молодежной оперной программы Большого театра. В маленьком Плёсе большим артистам тесно.
Хор Смольного собора - именно он открывал фестиваль в храме - вообще целиком не помещается. А ведь этот зал на 100 человек - единственный в городе.
Божественная литургия в храме Воскресения Христова, больше известном как Спас на крови, теперь будут регулярными. Храм сейчас принадлежит музею Исаакиевский собор. Поэтому богослужения там проводили только по особым случаям. Например, в день гибели Александра II. Но теперь в соборе будет особое расписание.
Выставка «Цифровое искусство Франции» продлится в Смольном соборе чуть больше недели, передаёт корреспондент «Балтинфо». Экспозиция состоит из нескольких мультимедийных экранов, изображения на которых взаимодействуют со зрителем.В большом концертно-выставочном зале Смольного собора не все экспонаты видно с первого взгляда. Один из них – это фотопроект с непереводимым названием Barre Oblique. Посетители выставки смогут увидеть снимки падающего здания в окрестностях Клермон-Феррана
В Смольном соборе открылась выставка интерактивных работ архитекторов и художников из Франции. Все изображения буквально нуждаются в зрителях. Если никого нет, картины постепенно исчезают. На открытии выставки гостей было достаточно. Авторы просили их размахивать руками. Касаться цифровых проекций. Ходить по лестнице рядом с видеолилипутами. И беседовать с портретами
В Смольном соборе открылась выставка цифрового искусства Франции. Называется она «Живое искусство» не случайно. Экспонаты, как только зрители к ним приближаются, оживают. Чего, например стоит электронная, изображенная на экране дива, которая, в зависимости от ее настроения, улыбается или грустит, а то и вовсе засыпает. Автор электронной девушки использовала свою собственную фотографию и вложила в инсталляцию философский смысл
В Смольном соборе открылась выставка цифрового искусства Франции. Небольшая экспозиция пытается охватить чуть ли не все жанры в разных формах. Фантомы, обитающие в плазме, как будто поглощают любого, кто подходит к экрану, и погружают в свой мир, где все персонажи живут по принципу временного местоположения
Живое искусство, которое зритель создает сам. В рамках года Франции в России сегодня в Смольном соборе открывается выставка цифрового видеоискусства. Каждый экспонат – это почти живой организм, который реагирует на эмоции посетителя и даже общается с ним.
В концертно-выставочном зале «Смольный собор» с 8 по 17 сентября пройдет выставка «Цифровое искусство Франции», передает Балтийское информационное агентство
Иконостас Исаакиевского собора в скором времени отправится на реставрацию. Руководства музея объявило конкурс на восстановление алтарной перегородки. Начальная цена контракта – почти 12 миллионов рублей.
В Петербурге реставраторы Исаакиевского собора приступили к новому этапу работ. Мастерам предстоит восстановить живопись на восьми пилонах и алтарной двери храма. Полотна «Святая княгиня Ольга» и «Введение во Храм Пресвятой Девы Марии» уже перекочевали в реставрационную мастерскую.
Архитектура, реставрация, дизайн и строительство. Санкт-Петербург. 2 [45] 2010 лето
«Заметки о строительстве Смольного монастыря в Петербурге»
Автор Владимир Ефимов
Архитектура, реставрация, дизайн и строительство. Санкт-Петербург. 2 [45] 2010 лето
Сюжет «Скульптура Исаакия в ожидании перемен»
Автор Наталья Анисимова
Журнал «Столицы и Усадьбы» июнь-август 2010 года
Сюжет «Наше Царское Село»
Интервью директора ГМП «Исаакиевский собор» Николая Бурова
Телеканал Строй ТВ. Строительная панорама 22-07-2010 (фрагмент)
Исаакиевский собор не разрушается и ничто ему не угрожает. Дефекты, которые обнаружили на металлоконструкциях, вполне штатная ситуация. Сегодня сотрудники музея опровергли информацию, которая появилась в некоторых СМИ.
Заместитель директора Борис Подольский образно сравнил Исаакий с человеческим организмом. Он также стареет, и для полноценной жизни ему нужно принимать лекарства. Для собора такими пилюлями и станет реставрация.
Как уточняет НТВ, объем работ большой, так как коснется практически всех металлоконструкций колоннады, балюстрады, кровли, портиков, четырех колоколен и фонарика, находящегося на высоте 100 метров.
Правда, съемочной группе увидеть какие-либо трещины сегодня не удалось. Говорят, это микродефекты, которые не вооруженным глазом не видно. Обследование проводили почти два года. Даже прибегали к помощи верхолазов.
Через месяц объявят конкурс, победитель которого должен разработать проект реставрации. Известно, что все работы будут выполнены за счет собственных средств Исаакиевского собора. На усиление металлоконструкций выделено два миллиона рублей.
Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" проводит открытый конкурс на реставрацию одного из живописных полотен, расположенных в нише подкупольного пилона храма.
Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" Петербурга проводит открытый конкурс на разработку рабочей документации по реставрации, усилению и устранению дефектов основных несущих строительных металлоконструкций покрытия здания.
ТВ Центр Программа «Петербургское время» 06.07.2010
Сегодня в нашей летней студии эксперт, директор Государственного музея – памятника «Исаакиевский собор», а недавно и председатель комитета по культуре, Николай Буров.
Вести - Санкт-Петербург. Новости. Культура 01.07.2010
Возрождение, как профессия. В Петербурге идёт первая Неделя реставрации – она приурочена к традиционному празднику, который посвящён мастерам по сохранению прошлого. В этом году они отмечают ещё одну памятную дату: 65 лет назад, 1 июля 1945 года были основаны Архитектурно-реставрационные мастерские, именно их сотрудники впервые разработали методику комплексного воссоздания памятников. Опытной реставрационной площадкой для работников стал весь город - таких масштабных разрушений, как в Ленинграде, мир ещё не видел. Возглавили восстановительное движение глава Инспекции по охране памятников Николай Белехов и архитектор-реставратор Кирилл Халтурин.
Некоторые ветераны того реставрационного движения работают до сих пор, например, Владимир Корбан восстанавливает иконы для Никольского Морского собора. Десятилетия он отдал Петергофу, Царскому селу, несколько лет работал в Исаакии, где, можно сказать, выступил соавтором Бруни, заново написав фигуры Адама и Евы в панно "Сотворение мира".
Пресс-служба ГМП «Исаакиевский собор» 30.06.2010
Утки вылетают из «Метро» на Невский проспект
Существующие более полутора столетий здания Городской думы и «Серебряных рядов» на Невском проспекте – уникальный и глубоко своеобразный памятник архитектуры Санкт-Петербурга. Башня Городской думы, поставленная у расширения Невского проспекта рядом с Гостиным двором, видна со значительных расстояний и занимает важное место в исторически сложившемся ансамбле центральной магистрали города.
Неудивительно, что именно этот архитектурный акцент Невского проспекта стал сегодня центром звездной истории. Артист Борис Моисеев готовится к переезду в самое сердце Северной столицы. Как подчеркивает корреспондент газеты «Метро» Алена Бобрович, (от 30 июля 2010, «Моисеев займет два этажа») уже известна площадь квартиры и ее стоимость. Однако хочется отметить, что желания звезды может, и совпадают с его возможностями, но голубая мечта артиста останется лишь только мечтой. Предполагаемая двухуровневая квартира Бориса Моисеева уже давно занята дирекцией Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Музейный комплекс имеет официальное свидетельство о праве оперативного управления помещениями, расположенными по адресу: Невский., д. 29-31.
Как правило, слухи чаще всего являются продуктом конкретной ситуации, нежели чьей-то личной инициативой. Более красноречиво в свое время написал С.Я. Маршак: «Дом над Невою купить бы я рад…да не захочет продать Ленинград»!
Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" проводит открытый конкурс на реставрацию скульптурной группы "Ангелы со светильником" и ее каркаса на Юго-Западной стороне кровли собора, а также скульптуры "Апостол Павел" с каркасом на кровле Северного портика.
Информация о проведении конкурса размещена на официальном сайте госзаказа Петербурга. Стоимость реставрации, согласно документу, составит около 21 млн. руб. В техническом задании говорится, что работы по реставрации скульптуры и каркаса "Апостол Павел" должны быть выполнены к 30 октября текущего года, а восстановление группы и каркаса "Ангелы со светильником" - к 30 мая 2011 года. В конкурсной документации отмечается, что скульптуры загрязнены, на них имеются осколочные отверстия и сквозные трещины на оболочке и в местах пайки швов. Также на железных элементах каркасов обнаружены множественные очаги коррозии. Бронзовый элемент фигуры апостола Павла имеет трещину в месте соединения с опорой. При работе над скульптурами реставраторам предстоит удалить поверхностные загрязнения, расчистить каркасы от коррозии и обработать их антикором. Кроме того, при восстановлении пьедесталов необходимо отреставрировать кирпичные основания и заменить срезанные анкеры на новые. Заказчик также устанавливает гарантийный срок в 15 лет на выполненные реставрационные работы.
Заявки на участие в конкурсе музей-памятник "Исаакиевский собор" начнет принимать 5 июля, а вскрытие конвертов назначено на 4 августа текущего года.
В 3-х городских соборах – Исаакиевском, Смольном, и Храме Спаса на Крови – дети от 3-х до 14 лет рисуют православного покровителя воинов Георгия Победоносца. В Исаакиевский собор пришли дети из художественных школ Петербурга и Кронштадта. Многие подростки пришли в храмы с уже подготовленными эскизами. Преподаватели рассказали и показали детям, как выглядит известный святой.
Директор музейного комплекса «Исаакиевский собор» площадку для таких мероприятий предоставляет не впервые. Акция проходит уже в 5-ый раз. Чтобы закончить акварели детям отвели три часа. Лучшие работы отправятся на специальную выставку.
Приходится констатировать: большинство горожан – за передачу православных ценностей, то есть материальных святынь, официальной церкви. Почти 23 процента участников опроса факультета социологии СПбГУ однозначно одобряет такой шаг. Еще 34 процента считает нужным согласовать его с музеями. Твердо против только 12 процентов. Правда, не определились с ответом так же многие – 22 процента.
Расхождения во мнениях о двух соборах, что находятся в непосредственной зоне внимания Русской православной церкви, не велики. Так, совершенно уверены в необходимости подчинить Храм Спаса на Крови священникам 18 процентов опрошенных, Исаакиевского собора – почти 17 процентов. Скорее, положительно относятся к такой перспективе 32 и 30 процентов соответственно. Протестующих – меньшинство, но существенное. Резко против передачи «Спаса» церкви выступает 19 процентов граждан, еще 21 процент не хочет видеть Исаакий в собственности РПЦ. Впрочем, многие испытали трудности с ответом на данные вопросы.
Российская газета Федеральный выпуск № 5208 (129) от 16.06.2010
Выставка "Огюст Рикар де Монферран. Французский архитектор в Санкт-Петербурге", посвященная жизни и творчеству мастера, открылась в одном из главных его шедевров - Исаакиевском соборе. Экспозиция проходит в рамках объявленного Года дружбы России и Франции и продлится до 31 июля
Неизвестный Монферран. В Исаакиевском соборе открыли выставку, посвящённую выдающемуся архитектору. Она приурочена к проведению Года Франции в России. Проект готовили совместно Петербургский музей и Генеральный Совет департамента Пюи-де-Дом. Именно в этом регионе жили несколько поколений предков знаменитого зодчего. На выставке представлены редчайшие документы из фондов петербургских музеев, частных собраний и библиотек. Многие из них раньше никогда не выставлялись, например, работы гравёра Антуана Коммарье - отчима Монферрана, именно он научил будущего архитектора рисовать.
В Государственном музее-памятнике «Исаакиевский собор» начала работу международная выставка «Огюст Рикар де Монферран. Французский архитектор в Санкт-Петербурге»
В рамках года Франции в России в Исаакиевском соборе сегодня открыли выставку. Она посвящена главному архитектору здания – Огюсту Монферрану. В экспозиции чертежи, планы строительства собора, указания чиновников. Один из символов Петербурга мог вообще не появится: храм долго не хотели возводить. Против его строительства были жители Петербурга и даже император.
Николай Буров, директор Исаакиевского собора:
«Когда это строилось, именно так и рассуждали – ах, мерзавец, мало того, что дорого, так еще и оскорбил ровную небесную линию Петербурга. Сейчас это немыслимо, и я не знаю, что бы со мной было, если б увидел что за шпилем Адмиралтейства – пустое пространство, небесное, красивое, голубое, солнечное, но без Исаакия. Это невозможно».
Французский архитектор Огюст Монферран на Родине не возвел ни одного объекта – все его главные достижения находятся в Петербурге и в Москве. На возведение Исаакиевского собора ушло ровно сорок лет, и через месяц после его открытия петербургский архитектор с французскими корнями скончался.
В воскресенье два патриарха провели службу в Исаакиевском соборе. В центр Петербурга добирались по воде к Медному всаднику. Там их встречал крестный ход – под колокольный звон иерархи православной церкви направились к Исаакиевскому собору, где прошла Божественная литургия, на ней присутствовали почти все высшие чины православной церкви на Северо-Западе.
У жителей Петербурга и гостей города сегодня появилась возможность полюбоваться Невой с высоты птичьего полета. Для всех желающих открыли звонницу Смольного собора. Так начались дни славянской письменности и культуры.
День святых Кирилла и Мефодия, основателей российской азбуки, отмечают в России двадцать четвертый раз, и каждый год торжества переезжают из города в город. Утром в Смольном соборе отслужили божественную литургию.
Так называют меценатов. Для дорогих гостей провели специальную экскурсию, рассказали о соборе и показали, что удалось сделать на их пожертвования. Самое главное достижение – начали реставрировать ангелов вокруг колоннады Исаакиевского собора. Основную часть денег на это пожертвовал крупный банк.
Исаакиевский собор сегодня принимал друзей музейного клуба. В него входят руководители банков, коммерческих компаний, дипломаты и общественные деятели. Задача клуба – обсуждать и решать проблемы памятников, поддерживать культурные программы и выставки. Музей Исаакиевский собор объединяет 4 храма – Исаакий, Спас на Крови, Сампсониевский и Смольный. Эти сооружения нуждаются в постоянных реставрационных работах, члены клуба друзей Исаакия помогают и финансово и идейно.
Журнал «Столицы и Усадьбы» № 12 2010 май-июнь
Сюжет «Наша Победа»
Интервью директора ГМП «Исаакиевский собор» Николая Бурова
Торжественный молебен в Исаакиевском соборе отслужил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Именно он вручил директору ГМП «Исаакиевский собор» Николаю Бурову знак лауреата «Золотой книги» - Звезду. Кроме того, сотрудникам музея передали свидетельство о внесении записи в книгу и статуэтку Атланта, держащего на плечах книгу, как символ весомого вклада в историю города.
Проект "Летопись Славы Великого города в именах и деяниях - Золотая Книга Санкт-Петербурга" был разработан 1995 году Клубом меценатов при поддержке Общественной палаты при Представительстве Президента РФ в Санкт-Петербурге. По его замыслу, имена граждан и названия организаций, принесших своими делами наибольшую пользу городу и горожанам, заносятся в выполненный в единственном экземпляре Фолиант Золотой Книги, где они навечно сохранятся в назидание потомкам. Сегодня в этом фолианте появилась запись о государственном музее-памятнике Исаакиевский собор.
На церемонии отметили символичную связь времени появления этой записи – юбилейный год Великой Победы с ролью, которую архитектурный шедевр Монферрана сыграл во время войны. В годы блокады в подвалах Исаакиевского собора было хранилище культурных ценностей.
Исаакиевский собор вписан в «Золотую книгу Петербурга». На ее страницах – названия центров науки и культуры, а также имена людей, которые внесли существенный вклад в развитие северной столицы. Главные атрибуты «Золотой книги» – свидетельство и статуэтку «Невский атлант», а также звезду из серебра с позолотой и драгоценными камнями – сегодня вручили руководству музея. Символично, что Исаакиевский собор внесен в «Золотую книгу» в год юбилея Великой Победы. Во время Блокады в его подвалах хранились ценнейшие экспонаты, которые не успели эвакуировать из Ленинграда. Хотя во время обстрелов храм уцелел, на его колоннах и сегодня отчетливо видны следы от осколков. В музее бережно хранят память о страшных днях войны и о сотрудниках, которые ценой своей жизни сохранили музейные шедевры. И потому директор музея Николай Буров назвал сегодняшнюю награду «боевой».
«Наши хранители подчас не выходили отсюда месяцами. Они и жили в подвалах, сохраняя то, что им было поручено. И в знак благодарности общественное движение "Золотая книга" решило внести имя государственного памятника "Исаакиевский собор" в "Золотую книгу памяти". Для нас это честь!» – признался он.
В современную летопись достижений города вошел Исаакиевский собор. Этой чести храм-музей удостоен за активное участие в сохранении культурных ценностей Северной столицы. Утром в Исаакиевском соборе Митрополит Петербургский и Ладожский Владимир провел молебен, а затем руководству музея вручили главные атрибуты Золотой книги: свидетельство, статуэтку «Невский атлант» и звезду из серебра с позолотой и драгоценными камнями. Затем сотрудники музея поставили подписи на страницах. 2010 год вписан в Золотую книгу как год 65-летия Победы.
15 марта в Смольном соборе состоялась торжественная церемония вручения Молодежной премии Санкт-Петербурга за 2009 год. Премии были удостоены молодые петербуржцы, проявившие себя впрофессиональной деятельности, науке, культуре, спорте, общественной работе. Лауреаты получили свои награды из рук вице-губернаторов Санкт-Петербурга Александра Вахмистрова и Аллы Маниловой, а также председателя Общественного совета города народного артиста России Николая Бурова. Следует отметить, что Молодежная премия учреждена именно Общественным советом.
«Блохин не так часть пишет актеров. Но если он пишет, то вдруг, понимаешь, что он откуда-то знает удивительные тайны этой профессии», - отмечает директор ГМП «Исаакиевского собора», народный артист – Николай Буров.
16 марта в Концертно-выставочном зале "Смольный Собор" представили голландский орган «Monarke». На встрече с прессой рассказали об особенностях самого большого электронного органа в Восточной Европе, а уже вскоре оценить музыкальное совершенство электронного инструмента сможет и широкая публика.
Смольный собор обрел новый голос и новую смотровую площадку. Днем первым посетителям показали отреставрированную северо-западную звонницу. Напомним, что юго-западная стала доступна пятью годами ранее.
Чердачный проход, соединяющий обе звонницы, очистили, и теперь экскурсантам откроется обширная панорама Петербурга с 50-метровой высоты. Старинная кирпичная кладка и тяжелые сосновые балки еще времен Растрелли бережно сохранили.
Этот музыкальный инструмент - что-то среднее между синтезатором и органом. Это цифровое устройство собирали специально для Смольного собора, учитывая все акустические характеристики зала. У инструмента нет привычных труб.
Как говорят специалисты, в цифровой код заложены реальные резисторы исторических органов. На электронном органе можно исполнять все: от музыки эпохи барокко до произведений современных композиторов.
В храме Воскресения Христова, больше известном как Спас на крови, епископ Выборгский Назарий совершил Божественную литургию и панихиду в память о трагической смерти российского императора. На службу приехал и прямой потомок царя от второго брака с Екатериной Долгорукой, светлейший князь Георгий Юрьевский.
В минувшую субботу выступлением французского органиста Оливье Верне в Концертном зале Мариинского театра был официально открыт Год «Россия – Франция» в Петербурге.
Только на один вечер Спас на крови превратился в концертную площадку. Камерный хор смольного собора и прославленное меццо-сопрано Ирины Богачёвой стали увертюрой к серьёзному разговору о реставрации петербургских храмов. За этот год благотворители - их называют "Друзьями Исаакиевского собора" - собрали несколько миллионов рублей. На эти деньги уже начали приводить в порядок бронзовых ангелов с его колоннады, их будут по очереди спускать с небес на землю для реставрации. А по-новому их лики засияют лишь через 12 лет.
В храме Спаса на крови прозвучала духовная музыка. Под величественными сводами звучал голос народной артистки СССР Ирины Богачевой. Из всего «квартета» музейного комплекса «Исаакиевский собор» в Спасе на крови концерты проходят реже всего. Зал вмещает всего 250 человек, поэтому каждый зритель - на особом счету.
Телеканал «СТО» 12.02.2010
В храме Воскресения Христова (Спас на крови) 12 февраля 2010 года состоялась встреча Собрания Друзей «Исаакиевского собора».
В храме Спас на крови пройдет уникальный концерт с участием хора Смольного собора и народной артистки СССР Ирины Богачевой. Музыкальный вечер проводится в честь Собрания друзей Исаакиевского собора - видных деятелей бизнеса, искусства и политики, которые принимают активное участие в жизни музея-памятника «Исаакиевский собор».
В Сампсониевском соборе Петербурга открылась новая экспозиция, посвященная утраченным и обретенным святыням. Среди экспонатов выставки есть уникальные раритеты. Один из них - Новый Завет или "Малое Евангелие", подаренное храму вскоре после его возведения. После революции раритет был утерян, но благодаря архивным поискам недавно вновь вернулся в стены храма.
В декабре 2009 года в Сампсониевском соборе была озвучена инициатива по воссозданию памятника. О ней каналу "Искусство ТВ" рассказал Николай Буров - директор ГМП "Исаакиевский собор", одним из подразделений которого является Сампсониевский собор.
Татьянин день. Ровно 255 лет назад императрица Елизавета подписала указ об учреждении Московского университета. С тех пор 25 января стало главной датой для студентов, а великомученица Татьяна - их небесным покровителем. Именно в её честь сегодня отслужили торжественный молебен в Исаакиевском соборе. На службу пришли сотни учащихся вузов и курсантов - не помешала даже сессия. Прямо перед алтарем 50 лучшим студентам страны, победителям конкурсов и олимпиад вручили почетный знак Святой Татьяны.
В реставрационных мастерских началась работа по восстановлению скульптур Исаакиевского собора.
В Петербурге нашли способ воскресить ангелов. Метод восстановления скульптур Исаакиевского собора разрабатывали несколько лет. Конкурс на проведение работ состоится уже в конце февраля 2010 года, а к апрелю победитель приступит к реставрации первых скульптурных групп.
Ангелов с колоннады Исаакиевского собора отправили в ремонт. Диагноз им уже поставили – бронзовая болезнь. Крылатые скульптуры страдают от времени, плохой петербургской погоды и птиц – они вьют гнезда прямо на ангельских головах.
В Исаакиевском соборе завершилась торжественная вечерня, которую возглавил митрополит Петербургский и Ладожский Владимир. Ежегодная рождественская служба в Исаакиевском - уже традиция.
Сегодня народный артист России Николай Буров смотрит на Петербург не с авансцены, а буквально с высоты Исаакия – уже больше года Николай Витальевич является директором ГМП «Исаакиевский собор». Но его очень ностальгический «Звездный путеводитель» начинается далеко от центра города…
В среду, 16 декабря, в одном из старейших храмов Северной столицы России – Сампсониевском соборе – собрались инициаторы памятника «Первостроителям Санкт-Петербурга»
«Литературная газета» продолжает разговор о взаимоотношениях культуры с властью, меценатами, спонсорами. Сегодня наш собеседник – директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров.
В Петербурге объявлен необычный конкурс - Комитет по культуре предложил музыкантам северной столицы сочинить гимн. Со времен создания гимна Санкт-Петербурга ничего подобного не припоминается.
Новости культуры, 18.11. 2009
Сюжет – «Скульптуры ангелов на Исаакиевском соборе будут ремонтировать, постепенно, по паре в год»
Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» является комплексом четырех православных соборов и объединяет в себе возможности музея и храма. Храмы музея: Сампсониевский собор, Смольный собор (концертно-выставочный зал), Исаакиевский собор, храм Воскресения Христова (Спас на крови), построенные в разное время в различных архитектурных стилях, являются символом Православной России, эталоном русского и мирового искусства.
Автор: Квятковский Александр Викторович, заместитель директора по научной работе
Храмы памятники – уникальные социально-культурное явление. Они всегда были в центре внимания общественной жизни. На их создание и содержание тратились колоссальные силы и средства. Над ними работали лучшие умы и таланты: архитекторы, конструкторы, инженеры, строители, скульпторы, художники.
ГМП «Исаакиевский собор» - музейный комплекс, объединивший четыре уникальный собора Санкт-Петербурга. Если Исаакиевский собор и храм Воскресения Христова (Спас на крови) давно популярны среди петербуржцев и гостей города, то два других – Смольный и Сампсониевский – в силу их расположения менее посещаемы. В 2002 году специалистами музея была разработана тематическая музейно-автобусная экскурсия «Соборное кольцо», объединившая все четыре объекта музейного комплекса.
Классик при жизни, вечный новатор и просто гений. Все это о композиторе Эдуарде Артемьеве. В Смольном соборе состоялся его концерт. В программе Soundtrack прозвучали самые известные - "киношные" вещи композитора: музыка из фильмов "Солярис", "Раба любви", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Сибириада", "Утомленные солнцем", "Сибирский цирюльник".
Столетие со дня кончины настоятеля Исаакиевского собора протоиерея Иоанна Соболева (1829—1909) отметили 22 октября в Санкт-Петербурге.
Панихида по отцу Иоанну была отслужена в приделе святого благоверного великого князя Александра Невского Исаакиевского собора. Заупокойное поминовение возглавил ключарь храма протоиерей Алексий Суслов, ему сослужил протодиакон Сергий Фрунза. За панихидой молились сотрудники ГМП «Исаакиевский собор», а также родственники священника.
20 октября в Смольном соборе «Три русских баса-профундо» выступили перед публикой, открывая свой новый концертный сезон. Состоявшийся пол года назад первый концерт трио выдающихся басов-октавистов, вызвал небывалый ажиотаж среди петербургских меломанов. И вот, 20 октября в Смольном соборе уникальный ансамбль известных петербургских солистов исполнил программу из классических произведений, романсов и русских народных песен в переложении для трех басов. В составе трио - Владимир Миллер, Михаил Круглов и Сергей Кочетов. Партия фортепиано - Тимур Коган.
«Исцеляющий реализм» - так не совсем обычно называют стиль, в котором выполнены работы троих белорусских художников. Их выставка работает в Санкт-Петербурге. Живопись, графика и акварель из частного собрания игумена Виталия Радомысльского представлена в Концертно-выставочном зале «Смольный собор». На выставке побывал Олег Чеченков.
Новости,02.10.09, 16:53 Сюжет-«Спас на крови снова в строительных лесах» Источник: «Пятый канал» Петербургский храм Спас на крови потерял свой открыточный вид. С одного из куполов сняли сусальное золото и накрыли сверху полиэтиленовым мешком. Дождь и снег, голуби и вороны – вот главные враги исторического памятника, в борьбе с которыми могут помочь только новые технологии.
Санкт-Петербургские Ведомости, выпуск № 160 от 28.08.09 «Сампсоний, часть Петербурга» Автор: Ольга Шервуд Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» к празднованию 300-летия Полтавской битвы подготовил книгу о Сампсониевском соборе.
Санкт-Петербургские Ведомости, выпуск № 120 от 03.07.2009 «...Ты вал Полтавы вдали завидел наконец» Автор: Ольга Шервуд Сампсониевский храм – один из старейших в нашем городе и один из соборов, входящих в Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор». Заместитель директора музея по научной работе Александр Квятковский любезно ответил на вопросы обозревателя Ольги Шервуд.
«Вода живая», Новости, 03.06.09 Источник: «Вода живая» В честь 300-летия Полтавской битвы в Санкт-Петербурге 3 июля у Сампсониевского собора на месте захоронения героев Северной войны и первостроителей города на Неве освящен памятный знак. Стелу с крестом и надписью «В память о захоронениях кладбища XVIII века» освятил настоятель храма протоиерей Иоанн Малинин.
Известия-Спб, 09.07.2009, 19:28 «Гром победы, раздавайся!»
Автор: Полина Сибирцева
«Трехсотлетие Полтавского сражения, в котором армия Петра I разбила шведские войска, отмечается 10-11 июля в России и на Украине. Что касается Петербурга, то здесь торжества развернулись вокруг ровесника битвы - Сампсониевского собора, возведенного в честь русского оружия».
Последние известия, 03.07.2009, 09:02
Сюжет - «Старейший собор Петербурга теперь в новом свете» Источник: Телеканал «СТО»
К 300-летнему юбилею победы русских войск под Полтавой у Сампсониевcкого собора смонтировали художественную подсветку. Колокольня, часовня и галерея собора с колоннами - везде свой цветовой акцент. Мощными прожекторами теперь высвечен и памятник Петру Великому.
Последние известия, 10.07.2009, 13:02 Сюжет – «Сампсониевский собор отмечает юбилей» Источник: Телеканал «СТО»
10 июля в Сампсониевском соборе была отслужена Божественная литургия. Ее возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Церковь была построена в честь победы русских войск в Полтавском сражении. http://www.tv100.ru/news/Sampsonievskij-sobor-otmechaet-jubilej/
Последние известия, 10.07.2009, 13:03 Сюжет – «Загадки Сампсониевского собора» Источник: Телеканал «СТО»
Божественная литургия 10 июля - первая после реставрации. Изначально на месте будущего собора была построена деревянная церковь, по личному приказу одухотворенного победой над шведами Петра I. Ее назвали в честь Сампсона Странноприимца, в день его памяти состоялась решающая битва. http://www.tv100.ru/news/Zagadki-Sampsonievskogo-sobora/
Последние известия, 10.07.2009, 22:45 Сюжет – «В честь Полтавской битвы прогремел салют» Источник: Телеканал «СТО»
Самое красочное событие 10 июля - салют на Выборгской стороне. Залпы давали в честь 300-летия Полтавской битвы и трехвекового юбилея Сампсониевского собора, который и был построен в честь этой знаменитой победы Российской армии под командованием Петра 1.
Передача - Мост Свободы, 10.07.2009, 22:40 «Кто может поссорить Россию с Украиной?» Источник: Телеканал «СТО»
Последние известия, 11.07.2009, 13:06 Сюжет – «В Петропавловской крепости «пройдет» Полтавское сражение» Источник: Телеканал «СТО»
У стен Петропавловской крепости настоящее столпотворение. В Петербурге продолжают праздновать 300-летие Полтавской битвы. В полдень директор музея «Исаакиевский собор» Николай Буров вместе с героем Советского Союза, знаменитым исследователем Арктики и Антарктики Артуром Чилингаровым выстрелили из пушки в честь победы в легендарном сражении.
Новости, 03.07.2009, 19:00 Сюжет – «Торжества в честь храма победы» Источник: «НТВ»
Петербург отмечает очередное 300-летие. На этот раз юбилей Сампсониевского собора. Храм был построен по указу Петра I в честь успеха русских войск под Полтавой. А свое название он получил в честь прп. Сампсония. Именно в день его поминовения проходило сражение.
Санкт-Петербургские Ведомости, выпуск № 091 от 22.05.2009 «В Смольном снова служат»
«24 мая в Смольном соборе совершили торжественный молебен. Это событие произошло впервые за многие десятилетия: как известно, в 1922 году из собора вывезли церковные ценности, а в марте 1923-го Петросовет храм закрыл». http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10258426@SV_Articles
Последние известия,24.05.2009, 17.30 Сюжет « В Храмы-музеи возвращается служба»
«В Смольном соборе Петербурга отслужили молебен. Эта литургия - первая за долгие годы. Посвятили богослужение памяти святых Кирилла и Мефодия. День славянской письменности в этом году фактически совпал с началом летней сессии у студентов». Источник: Канал «СТО» http://www.tv100.ru/news/V-hramy-muzei-vozvrawaetsja-sluzhba/
Последние известия,06.06.2009,20:37 Сюжет «В летнем саду отметили день рождение Пушкина»
«Большая культурная программа представлена в Смольном соборе. Здесь прозвучали стихи и романсы. Светлана Крючкова вспоминает, что стихами поэта она воспитывала детей. Николай Буров - директор Исаакиевского собора – говорит, что Пушкин помогал ему выступать на баррикадах в августе 1991-го года». Источник: Канал «СТО» http://www.tv100.ru/news/V-Letnem-sadu-otmetili-den-rozhdenie-Pushkina/
Новости, 10.06.09, 12:42 Сюжет «У Исаакиевского собора появились попечители»
«При клубе друзей Исаакиевского собора создан наблюдательный совет, задача которого привлекать средства для проектов Исаакия. Почему знаменитому собору потребовалась такая поддержка и как в двадцать первом веке преображается старинный памятник архитектуры, рассказывает корреспондент Алексей Прокин». Источник: «Пятый канал» http://www.5-tv.ru/news/20231/
Новости, 21.06.2009,13:23 «В Смольном соборе откроют выставку картин, которые еще никто не видел»
«В Смольном соборе смонтировали выставку известного петербургского живописца Евгения Барского. На этой экспозиции будут представлены картины, которые еще никто не видел, они хранились в его мастерской 20 лет. Источник: Росбалт http://www.rosbalt.ru/2009/06/21/648968.html