Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» –
музейный комплекс
Сампсониевский собор
Декоративное убранство

Интерьер Сампсониевского собора состоит из трех объемов – так называемой трапезной, в которой расположены приделы Иоанна Богослова и Михаила Архангела, и основного храма, завершающегося главным алтарем.


Сампсониевский собор – редкий петербургский храм, в котором сохранилась большая часть образ?в, датированных 1720-1760 гг., в том числе подписные иконы А. Квашнина, А. Поспелова и Т. Баженова. Коллекция храмовых икон включает образцы конца XVII – начала XX в.

 


Главный иконостас в стиле «аннинское барокко», отличающийся богатством орнаментальных мотивов, выполнен из сосны, его резной декор и скульптура – из липы. Композиционное построение представляет синтез древнерусских канонов с европейскими влияниями. Иконостас занимает восточную стену храма и содержит 48 икон. Его ширина – 13,6 м, высота в средней части – 11, 2 м. Иконостас – пятиярусный, включает местный, праздничный, деисусный, пророческий и страстной чины. Наряду с иконами, выявить его идейное содержание помогает скульптурное оформление, например, скульптуры страстного чина, а также Пресвятой Богородицы и Св. апостола Иоанна Богослова, обрамляющие икону «Распятие».


В северном и южном приделах находятся малые четырехъярусные иконостасы, содержащие 18 и 22 иконы соответственно. Декор свидетельствует о переходном времени их создания. Барочные картуши и рокайльные завитки сочетаются здесь с мотивами классицизма – розетками, гирляндами и каннелированными пилястрами.


На северной и южной стенах трапезной находятся крупнейшие в Санкт-Петербурге Лицевые святцы, датируемые концом XVII в.
В разное время на стенах и сводах церкви были исполнены сюжетные композиции, наиболее яркая их которых – роспись в главном нефе, изображающая Петра I победителем Полтавской баталии. В 1900-х гг. появилась картина «Сампсониевский храм» предположительно кисти художника И. Петрова. На западной стене трапезной размещаются две зеркальные композиции «Символ Веры», на восточной стене алтарей малых иконостасов – «Бог Саваоф». В период реставрации 1908-1909 гг. на арочном своде восточной стены трапезной создана композиция, изображающая двух Ангелов, венчающих короной Славы Казанскую-Каплуновскую икону Божией Матери. По преданию, этот образ покровительствовал войскам Петра I в Полтавском сражении.
В центральном приделе храма находится посеребренное паникадило, изготовленное русскими мастерами из меди и бронзы. Светильник шестиярусный, с увенчанным крестом шаровидным завершением.