Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» –
музей четырех соборов
Исаакиевский собор
Живопись

Росписи Исаакиевского собора – уникальный пример синтеза архитектуры и живописи. Их объединяет гармония общего замысла и совершенство исполнения. Только здесь сохранилась до нашего времени коллекция русской монументальной религиозно-исторической живописи 1840 – 1850 годов.


103 стенные росписи и 52 картины на холсте создавали крупнейшие представители русской академической школы того времени, в том числе В.К. Шебуев, Ф.А. Бруни, К.П. Брюллов, А.Т. Марков, Н.М. Алексеев, П.В. Басин, Ф.П. Брюллов, Т.А. Нефф, К.А. Молдавский, Ч. Муссини и другие.

 


Иконографическая программа Исаакиевского собора уникальна, авторами ее идейного замысла были представители Святейшего Синода, Николай I, архитектор Монферран. Своеобразной была техника исполнения росписей: масляными красками по штукатурке, покрытой грунтом по системе французских химиков Д’Арсе и Тенора. Руководил живописными работами в Исаакиевском соборе крупнейший представитель русской академической школы, ректор Академии художеств Василий Кузьмич Шебуев.


Двенадцать росписей исполнены Федором Антоновичем Бруни и его учениками К.Б. Венигом, П.Ф. Плешановым и И.С. Ксенофонтовым, в том числе «Страшный суд», «Видение пророка Изекииля», «Всемирный потоп», «Солнце, Луна и звезды с группами ангелов», «Творец, благословляющий свое творение» и «Сотворение мира».


Грандиозен по своим размерам (816 квадратных метров) плафон главного купола кисти великого Карла Брюллова «Богоматерь во славе». Учитывая размеры и сферическую поверхность купола, Брюллов использовал круговую композицию, оставив широкие просветы фона, создающего эффект напоенного солнцем небесного свода.


Важнейшее место в живописном цикле храма занимают «Чудесное насыщение пятью хлебами» Э. Плюшара и «Нагорная проповедь» кисти П.В. Басина, близкие по цветовой гамме локальных тонов, согласующихся с плафоном главного купола.


В аттиках и на своде главного алтаря – росписи Ф.А. Бруни «Неверие Фомы», «Святой Дух, окруженный Ангелами», «Явление Христа апостолам по Воскресении» и «Омовение ног». В аттике над Царскими вратами находится роспись Т.А. Неффа «Спас Нерукотворный», ортодоксальная по композиции и утонченная по рисунку.