Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» –
музей четырех соборов
история музея

История музея начинается с 1928 года, когда в Исаакиевском соборе была открыта выставка «История строительства Исаакиевского собора». Посетители могли увидеть чертежи, рисунки, модели, связанные со строительством храма документы ЛИИЖТа, Русского музея, Академии художеств и Ленинградского центрального архива, а также портреты архитектора О. Монферрана, художников К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни и П.В. Басина.


12 апреля 1931 года с показа опыта с самым большим в мире маятником Фуко в Исаакиевском соборе был открыт Государственный антирелигиозный музей. В 1937 году Исаакиевский собор получил статус памятника, а музею был определен историко-художественный профиль.


В годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда в Исаакиевский собор для сохранения перевозятся экспонаты музеев города и пригородных дворцов Петродворца, Павловска, Пушкина и Гатчины.


После войны, вместе с подготовкой к открытию, в соборе проводились ремонтные и реставрационные работы, которые начались в 1945 году и продолжались до 1963 года. Для посетителей музей открыл свои двери в декабре 1948 года.


Послевоенная экспозиция Исаакиевского собора включала следующие разделы: «Исаакиевский собор как историко-художественный и архитектурный памятник»; «История постройки Исаакиевского собора»; «От собора к музею»; «Маятник Фуко».


В январе 1963 года музей-памятник «Исаакиевский собор» стал филиалом Государственного музея истории Ленинграда.


В 1968 году на должность директора филиала был назначен Георгий Петрович Бутиков. Спустя год Министерство культуры РСФСР, приняв во внимание особую художественную ценность Исаакиевского собора и учитывая уникальность музея «Исаакиевский собор», выделило его в самостоятельное музейное учреждение. Впоследствии в состав музея вошли еще два собора Ленинграда: в 1971 году храм Воскресения Христова (Спас на крови) и в 1984 году храм во имя преподобного Сампсония Странноприимца. В период с 1968 по 2002 год основу деятельности музея составляет концепция исторически достоверной и научно обоснованной реставрации храмов-памятников, входящих в его состав.

 

Бутиков Георгий Петрович, доктор культурологии, профессор. Автор более 40 научных трудов, в том числе научно-популярных и историко-художественных альбомов об Исаакиевском соборе и храме Воскресения Христова (Спасе на крови). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» с 1968 по 2002 гг.


Одним из знаменательных событий в жизни музея стало возобновление богослужений в храмах-памятниках: в 1990 году, впервые после закрытия Исаакиевского собора как действующего храма, в нем совершил Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Пройдет всего несколько лет, и в 2005 году будет подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» и Санкт-Петербургской Епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса».


В 2002 году руководителем Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» назначается Николай Викторович Нагорский.

 

Нагорский Николай Викторович, доктор педагогических наук. Автор более 30 научных трудов, в том числе монографии «Музей в духовной жизни общества». Награжден Орденом Почета и наградами Русской Православной Церкви – Орденом преподобного Сергия Радонежского, лауреат «Премии правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры», Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» с 2002 по 2008 гг.

 

В этот период создаются новые экспозиции, выставки и экскурсионные проекты, под сводами храмов звучит духовная музыка, проводятся социально-культурные акции и научные форумы. Под руководством Н.В. Нагорского расширяется инфраструктура музея, внедряются новые информационные технологии, открыт официальный сайт музея, осуществлены проекты архитектурной подсветки Храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) и художественной подсветки внутреннего декоративного убранства Исаакиевского собора, подготовлены новые издательские проекты, в том числе выпуск мультимедийных альбомов. Особое место в научно-просветительской и культурно-массовой работе занимает проект «Музей – школе», разработанный совместно с Научно-исследовательским институтом общего образования Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, в котором принимают участие педагогические коллективы школ, лицеев и гимназий Санкт-Петербурга.

 

В 2004 году в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» вошел еще один объект – концертно-выставочный зал «Смольный собор». В результате модернизации, реставрационных и ремонтно-восстановительных работ в нем был создан современный концертный и выставочный зал, в котором использовались мультимедиа-технологии. Здесь выступали лучшие хоровые коллективы России, симфонические оркестры, проходили вечера камерной, скрипичной, фортепианной, органной и виолончельной музыки, проводились научные конференции и культурные акции. В соответствии с Федеральным Законом № 327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», 31 декабря 2015 года Концертно-выставочный зал «Смольный собор» был передан в безвозмездное пользование Петербургской епархии.

 

В 2008 году директором Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» стал Николай Витальевич Буров. Под его руководством в деятельность музея внедряются современные технологии и методики музейного дела и инновационные формы просветительской работы, позволяющие создать единую систему исторического и духовного воспитания подрастающего поколения.

 

Буров Николай Витальевич,
Народный артист РФ, профессор

Обучался в ЛГИТМИКе, после окончания которого в 1974 был приглашён в Ленинградский Государственный ТЮЗ в труппу н. а. РСФСР З. Я. Корогодского. Участвовал в больших шефских творческих поездках театра на строящуюся Саяно-Шушенскую ГЭС В 1976–77.  С ноября 1978  по январь 2005  служил в Государственном Академическом театре драмы им. А. С. Пушкина (Александринский).
В 2004 году  основал Благотворительный Культурный Фонд «Александринский».
В 2006 Международный Университет Фундаментального обучения (Oxford Educational Network) присвоил Н. В. Бурову степень Доктора бизнес-администрирования, и в 2007  – звание полного профессора Университета в области Театра, Музыки и Кинематографии.
С 1980 года – член Союза Театральных деятелей России (СТД-ВТО). С 1993 – член бюро Правления Санкт-Петербургского отделения СТД РФ. С 2001 по 2005 годы – Председатель правления. В 2001–2006 Секретарь СТД РФ. В 2001–2005 Председатель Оргкомитета высшей театральной премии СПб «Золотой Софит». С 2009 – Председатель Номинационного Совета.
С января 2005 по июнь 2008 года – Председатель Комитета по Культуре Правительства СПб. Действительный Государственный Советник Санкт-Петербурга III класса. Представлял культуру города на Международных форумах по всему миру, от  США до КНР, от Азербайджана до Исландии.
В 2008 закончил Северо-Западную Академию государственной службы.
С июня 2008 года по настоящее время директор СПб ГБУК «ГМП «Исаакиевский собор», председатель Учёного Совета Музея, координатор работы с учащейся молодёжью. Профессор Санкт-Петербургского Государственного Института Культуры и Искусств и Санкт-Петербургского Государственного Университета Профсоюзов.
Постоянный автор публикаций в Санкт-Петербургских журналах.
Автор идеи и ведущий цикла документальных фильмов «Дорога к Храму» о соборах Санкт-Петербурга.
Автор монографий «Музей и личность», «Педагогическая культурология музейной деятельности», «Арт-Педагогика», «Педагогика культурно-образовательной среды» и других.
С 2001 – член Президиума Общественного Совета Санкт-Петербурга.
В 2009–2015  – Председатель Общественной Палаты  Санкт-Петербурга,
Советник Губернатора Санкт-Петербурга.
Председатель Попечительского Совета Российского Колледжа традиционной культуры (экспериментальная площадка Российской Академии Образования), член Попечительских Советов Городского Дворца творчества юных, фестивалей детей с ограниченными возможностями, президент (с момента основания) Международного Фестиваля Христианского кино «Невский благовест».
В 2015 году Н. В. Буров был награждён специальным призом конкурса «Музейный Олимп» «За выдающийся вклад в развитие музейного дела в Санкт-Петербурге». В 2016 году  – орденом «Во имя России».

 

В музее отмечались юбилеи храмов-памятников: 2007 год – 100-летие со дня окончания строительства и освящения храма Воскресения Христова (Спаса на крови), 2008 год – 150-летие со дня окончания строительства и освящения Исаакиевского собора, 2009 год – 300-летие со дня основания Сампсониевского собора, 2010 год – 175-летие со дня торжественного открытия и освящения Воскресенского Смольного собора. К каждому юбилею в музее проводились праздничные мероприятия, выпущены мультимедийные альбомы и научно-популярные издания, открылись выставки, прошли научно-практические конференции, осуществлены проекты, направленные на воссоздание исторического облика соборных интерьеров. В результате долгой кропотливой работы восстановлены Царские врата храма Воскресения Христова – уникальное произведение ювелирного искусства, утраченное в послереволюционные годы. Исаакиевскому собору был возвращён его голос – своё место на звонницах заняли специально отлитые колокола. Ведётся масштабная работа по ориентации музея на посетителей с ограниченными возможностями здоровья – оборудованы специальные пандус и лифт, разработаны экскурсии для слабовидящих и слабослышащих посетителей.

 

Сегодня Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» – общепризнанный всероссийский центр культуры, многофункциональное музейное учреждение, создающее у посетителей ощущение особой атмосферы современного музея.

 

 

На верх страницы