Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» –
музей четырех соборов
Спас на крови
Камень

Спас на крови (Храм Воскресения Христова) создавался, как один из главных столичных соборов, призванный своим обликом напоминать о великих деяниях царя-освободителя Александра II.

 

Богатство и разнообразие декора храма должно было соответствовать его великому назначению. Исключительную роль в создании торжественного и нарядного облика собора играет его каменное убранство. И хотя в наружной отделке камень не столь значителен, как в интерьере, но и там он достаточно заметен.

 

 

Прежде всего, бросаются в глаза бесчисленные обрамления и навершия оконных проемов. Украшения барабанов куполов, наличники, кокошники, аркатурные пояски выполнены из эстляндского мрамора. Цоколь здания на фасадах облицован на высоту трех метров темно- и светло-серым гранитом, добытым на острове Германа в Ладожском озере. Блоки серого гранита чередуются с установленными в нишах двадцатью темно-красными плитами норвежского гранита, на которых золотыми буквами запечатлены деяния Александра II.

 

Колонки-«кубышки» крылец изготовлены из серого гранита Усть-Каменогорского месторождения.
Архитектор А.А.Парланд использовал для оформления памятника цветные поделочные камни многих российских и зарубежных месторождений. Умелые мастера показали красоту и природные особенности камня, сделали интерьер храма настоящим музеем камнерезного искусства.

 

Сень над местом смертельного ранения императора была создана из алтайских и уральских драгоценных и поделочных камней. Это сложное архитектурное сооружение на четырех колоннах из серо-фиолетовой яшмы, на которых покоится высокий антаблемент из ревневской яшмы со стилизованными вазами по углам из николаевской яшмы.


Удивительный мраморный пол храма представляет собой 45 мозаичных ковров, ни один из его геометрических узоров не повторяется. Этот пол был изготовлен в Италии, в Генуе, известной фирмой «Нови».
 


Стены собора на высоту 2,5 м облицованы зеленым итальянским серпентинитом, из него выполнена солея иконостаса и резные скамьи вдоль стен. Камень для стен, солеи и скамей обработан в Неаполе в 1905 году. Цоколи четырех центральных пилонов собора облицованы лабрадоритом.

 

Но наиболее ярко представлен цветной камень в отделке иконостаса, изготовленного мастерами генуэзской фирмы «Нови» по моделям лепщика Степанова. Уникален цветовой подбор мрамора: красно-коричневый внизу, он постепенно светлеет выше и напоминает резьбу по дереву.


Каждый из киотов представляет собой коллекцию отечественного цветного поделочного камня. В основном это розовый и малиновый уральский орлец с темными прожилками марганца. Красивый сам по себе, орлец украшен резными орнаментами из уральских яшм. Цоколи киотов – из зеленовато-серой ревневской полосчатой яшмы с Алтая. На фоне этой яшмы эффектно выделяются колонки из красного коргонского порфира.


После закрытия храма в 1930 году его великолепная каменная отделка оказалась на краю гибели. Почти 50 лет памятник не отапливался, особенно тяжело сказались на убранстве храма годы блокады Ленинграда и складирование театральных декораций.
Воссоздание фасадов собора началось в 1977 году и завершилось в 1995 году, работы велись только в теплое время года. Каменное убранство интерьера реставрировали бригады А.А.Щербакова и С.И.Радченко (объединение «Реставратор») с 1980 по 1994 год.