Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» –
музей четырех соборов
Афиша

И.С. Бах, Н. Гаде, Р. Ланггор, Ф. Мендельсон, В. Одоевский

Суббота, 25 марта

Место проведения: базилика св. Екатерины (Невский пр., 32-34)

Начало в 16:00

 

Возрастная категория 6+
КУПИТЬ БИЛЕТ

 

И.С. Бах, Н. Гаде, Р. Ланггор, Ф. Мендельсон, В. Одоевский

 

Михаил МИЩЕНКО, Егор КОЛЕСОВ (орган)

 

Программа концерта 25 марта в базилике св. Екатерины (Невский пр., 32-34) насыщена, оригинальна обращена к нашей памяти: 22 февраля 2017 года исполнилось 200 лет со дня рождения Нильса Гаде, классика датской музыки, крупнейшего организатора музыкальной жизни в Дании середины XIX века. Прижизненная популярность музыки Гаде выходила за пределы Дании, и современники наблюдали её влияние на сочинения немецких коллег Гаде включая таких мастеров, как Р.Шуман и Р.Вагнер. Программа концерта охватывает почти все органные сочинения Нильса Гаде, большей частью впервые опубликованные сравнительно недавно, в 1990-е годы, и в России исполняемые впервые. Также будет представлен «звучащий мир» Гаде – музыка Иоганна Себастьяна Баха, сочинения современников Н.Гаде – Феликса Мендельсона и кн. Владимира Одоевского, а также его соотечественника и музыкального наследника Руда Ланггора.

 

Нильс Вильгельм Гаде (Gade, 1817 – 1890) был одним из первых значительных композиторов Скандинавии, которых воспитала лейпцигская школа. Гаде заявил о себе в 1840 году, когда его увертюра «Отзвуки Оссиана» получила первую премию на конкурсе по композиции в Лейпциге. Уже в 1844 году Гаде преподавал в Лейпцигской консерватории, служил дирижером-ассистентом Ф. Мендельсона в знаменитых Гевандхауз-концертах. Со смертью Мендельсона (1847) Гаде занял место руководителя Гевандхауза. Однако датско-немецкая война 1848 года вынудила Гаде покинуть Германию (как оказалось, навсегда). Вернувшись в Копенгаген, он на протяжении четырех десятилетий оставался центральной фигурой датской музыкальной жизни. Гаде не только композитор (автор 8 симфоний, 7 увертюр и др.), но и дирижер оркестра, церковный органист, педагог, директор Королевской Академии музыки. В его музыке слышали новый колорит – северный, скандинавский. До появления Э. Грига музыка Гаде была образцом музыкального скандинавизма, «северного тона». Гаде служил церковным органистом в датской столице на протяжении сорока лет. Органная часть его творчества насчитывает полтора десятка названий. Только по прошествии столетия со смерти композитора было впервые издано полное собрание его сочинений для органа.

 

Михаил Мищенко – органист, музыковед. Доцент СПб консерватории и СПб университета, канд. иск. Окончил СПб консерваторию (1993) по спец. музыковедение (проф. Л. Г. Ковнацкая) и орган (доц. Т. М. Чаусова). Игре на органе учился также под руководством Ю. Н. Семенова (Муз. училище им. Римского-Корсакова) и Х. Давидссона (Гётеборгский муз. институт, Швеция). Инициатор и исполнитель концертных циклов скандинавской, британской, австрийской и швейцарской музыки (СПб., Москва, Петрозаводск, Минск, Витебск, Брест, Гродно, Караганда, Нижний Тагил). Автор книг, переводов, в т. ч.: «Три трактата о Сезаре Франке» (1999), «Из истории моцартоведения» (2005), «Приношение Глазунову» (2006), «Музыкальная историография» (2009); Р. Стивенсон. Парадокс Падеревского (2003), К. Нильсен. Живая музыка (2005), «Опыты мелософии» (2014).

 

Егор Колесов окончил Российскую Академию музыки им. Гнесиных по классу органа (проф. А. В. Фисейский, 2013) и там же ассистентуру-стажировку (2015). Занимался в классе органа п/р Ю. Н. Семёнова (Муз. училище им. Римского-Корсакова, СПб, 2004–2008). Прошел стажировку в Голландии (г. Алкмар, 2011), Франции (п/р известного органиста Ж.-П. Имбера, 2016). Концертирует в Москве, Петербурге, Кирове, Твери, Минске и др. Исполнил российскую премьеру Концертино для органа с оркестром М. Б. Хименеса. Приглашенный органист оркестра «Русская филармония» (с 2012). Лауреат и дипломант международных и всероссийских конкурсов.