Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» –
музейный комплекс
Спас на крови
Мозаика

Исключительную роль в создании художественного образа Спаса на крови (храма Воскресения Христова) играет мозаичное убранство – одно из крупнейших собраний монументальной мозаики в Европе. За право исполнения мозаик соревновались известные итальянские фирмы «Венецианская мастерская» Антонио Сальвиатти и «Societa Musiva», немецкая фирма «Пул и Вагнер», мозаичное отделение Императорской Академии художеств. По итогам конкурса победила основанная в 1890 году частная мастерская Александра и Владимира Фроловых. С 1896 по 1907 год ее мастера, искусно овладевшие техникой «обратного», или «венецианского» набора, набрали свыше 600 икон и мозаичных композиций, общая площадь которых составляет 7 056 квадратных метров. Эскизы к мозаикам создавали 32 художника, в том числе Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Николай Харламов.

 


Повторяя иконописную программу крестово-купольных соборов XVII века, мозаичные иконы и орнаменты в определенном ритме заполняют поверхности пилонов, стен, плавно переходят в изогнутые поверхности арок, сводов и плафонов куполов.


Расположение мозаик соответствует теологической концепции храма. Плафон центрального купола заполняет мозаичный образ Христа Вседержителя, получивший название «Пантократор».


В центральной части храма, на стенах, сводах представлены события Священного Писания от Рождества до Вознесения Христа. На подкупольных пилонах – свыше 200 икон подвижников церкви: преподобных, мучеников, апостолов. Погруженные в безмолвную молитву, они как верные стражи охраняют Священную историю, отображенную в мозаиках храма. Специфика храма-памятника внесла в его оформление ряд корректив. В храме два смысловых и композиционных центра: на востоке – алтарь с величественным образом Христа; на западе – сень над местом смертельного ранения императора и окружающие их мозаичные образы с тематикой Голгофской драмы.

 

В иконографической программе нашла отражение отечественная история в мозаичных образах русских святых, среди которых князь Владимир Киевский и княгиня Ольга, князья-страстотерпцы Борис и Глеб, Михаил Черниговский и боярин Феодор, Александр Невский. Особенность мозаичного оформления храма - его красочные и неповторимые орнаменты. Подчиняясь иконографии, они организуют, обогащают и эмоционально усиливают образное восприятие храма-памятника.


Реставрация мозаики проводилась с 1980 по 1994 гг. Группа реставраторов во главе с художником-мозаичистом В.А. Шершневым. очистили, отреставрировали и воссоздали утраченные фрагменты отдельных композиций, возродив в Спасе на крови уникальное собрание русской монументальной мозаики конца XIX - начала XX веков.