Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» –
музейный комплекс
Новости
29.01.2019

Концерт из цикла "Исторические концерты Исаакиевского собора"

30 января в Государственном музее-памятнике «Исаакиевский собор» состоялось очередное мероприятие из цикла «Исторические концерты Исаакиевского собора». Концерт посвящен 10-летию интронизации  Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Архиерейский хор Свято-Троицкой Александро-Невской лавры под руководством Дмитрия Стефановича представил сочинение малоизвестного русского композитора первой половины XX века Михаила Попова-Платонова. Прозвучала написанная в 1902 году литургия святого Иоанна Златоуста (8-го гласа). Во вступительном слове перед концертом кандидат искусствоведения Дмитрий Стефанович рассказал о непростой и трагической судьбе композитора.

 

Михаил Михайлович Попов-Платонов родился 12 января 1879 года в семье священника в Тобольске. Рано проявившиеся музыкальные способности, на развитие которых повлияло церковное пение, определили выбор жизненного пути: не окончив последнего класса семинарии, Михаил уезжает поступать в Петербургскую консерваторию. Ему несказанно повезло – его заметил Н. А. Римский–Корсаков и взял новоиспеченного студента в свой класс композиции. До революции композитор плодотворно работал на ниве музыкального просвещения. С начала 1920-х годов он трудится в качестве церковного старосты церкви св. Петра и Павла в поселке Карташевка в пригороде Ленинграда. В 1936 году Попов-Платонов был приглашен к руководству музыкальной школы в Гатчине. Был казнен в1942 году во время немецкой оккупации.

 

Михаилом Поповым-Платоновым написано более 30 произведений, среди них можно отметить оперу-сказку для детей «Зима», многочисленные произведения для детского хора, обработки русских народных песен, учебники по сольфеджио и по теории музыки. Особенное место в творчестве занимает духовная музыка. Литургия Иоанна Златоуста для смешанного хора (соч. 2, 1902г.) предназначена для исполнения сельскими хорами. В ней использован обиходный 8 глас, попевки и варианты на тот же глас, кроме Запричастного стиха "Всех скорбящих радосте", в котором использован первый глас болгарского распева.

 

Композитору удается избежать традиционной гармонизации Обихода, в Литургии синтезированы достижения «Нового направления» церковной композиции и старого петербургского стиля. При всей своей простоте Литургия отличается не только доступностью исполнения, но и благородством стиля, молитвенностью.