Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» –
музейный комплекс
Новости
04.06.2019

Памяти В. Э. Горевого

В связи с кончиной выдающегося скульптора, академика Российской академии художеств, профессора Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, заслуженного художника РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина Владимира Эмильевича Горевого выражаем чувства глубокой скорби в связи с этой тяжелой утратой.

 

В. Э. Горевой родился 28 декабря 1944 года в Москве. Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, обучался в мастерской скульптуры профессора М. К. Аникушина и всю свою жизнь посвятил искусству. Владимир Эмильевич являлся руководителем мастерской скульптуры и профессором кафедры скульптуры Санкт-Петербургского Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств.

 

Среди созданных В. Э. Горевым работ – памятник Петру I (1971, Приозерск), Феликсу Дзержинскому (в соавторстве с С. А. Кубасовым, 1981, Ленинград), писателю Николаю Островскому (в соавторстве с С. А. Кубасовым, 1980, Сочи), ученому-путешественнику П. П. Семенову-Тянь-Шанскому (1982, Рыбачий, Киргизия), императрице Екатерине II (Пушкин и Новоржев), художнику И. Н. Крамскому (1984, Острогожск), поэту О. Ф. Берггольц (Санкт-Петербург), императрице Марии Александровне (2010, Сан-Ремо, Италия), композитору П. И. Чайковскому (2010, Италия) и многие другие. В Санкт-Петербурге им воссозданы монументальные скульптурные композиции «Минерва», украшающая главный купол здания Академии художеств, и «Афина» на здании Конногвардейского манежа.

 

Совсем недавно под сводами Собора мы представляли петербургской-ленинградской публике модель памятника легендарному директору Павловского дворца-музея и парка Анне Ивановне Зеленовой. В годы блокады Анна Ивановна вместе с восьмьюдесятью коллегами из музеев Ленинграда и пригородов жила, работала и хранила в подвалах Исаакиевского собора бесценные экспонаты музеев.

 

Академик, профессор скульптуры Владимир Эмильевич Горевой создал удивительный по тонкости психологического состояния, абсолютному соответствию физических и духовных черт этой великой русской женщины образ.

 

Глубоко индивидуальный облик легендарного блокадного директора, лишенный какого-либо пафоса или ложной патетики, запомнился всем, кто хоть раз видел его. Хрупкая грациозная женщина присела на край лестницы-скамейки библиотеки Росси Павловского дворца и застыла в каком-то размышлении или состоянии глубокого внутреннего переживания. В жизни она была такой, говорим все мы, помнящие Анну Ивановну…

 

И Санкт-Петербург, и многие, многие города и веси нашего Отечества (и шире – нашей Родины, Советского Союза) украшены творениями Владимира Эмильевича, запечатлевшими героев Отечества, великих деятелей отечественной культуры и науки, государственных деятелей… Александр Невский и Петр Великий, партизаны-герои и великие итальянские скульпторы, Клодт, Бетанкур, Айвазовский и Крамской, Анна Ахматова и Ольга Берггольц. Владимир Горевой был и блестящим автором камерной скульптуры – портретной, декоративной, мифологической.

 

Его место опустело, как жаль что столь рано… И подлинным памятником светлой памяти скульптора и его модели, мы надеемся, станет установленная в Павловске фигура Зеленовой работы Горевого.

 

Ю. В. Мудров,

директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»,

почетный академик Российской академии художеств