Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» –
музей четырех соборов

Расписание работы

Стоимость посещения

Купить билет в музей

Купить билет на автобусную экскурсию

Купить билет на концерт

        Выставки      

Исаакий без барьеров

Доступная среда

Награды музея

  Награды музея

Международный научно-просветительский проект

Международный научно-просветительский проект

Наследие Бетанкура

Ризница Спаса на крови

Ризница Спаса на крови

Музей камня

Выставка

Выставка

Чтобы помнили...

Концертная деятельность

Концертная деятельность

Концертное событие      месяца

Для посетителей в инвалидной коляске

Петербург с высоты птичьего полета

Экскурсионный тур

Комплексные тематические экскурсии музея

Экскурсионный тур

Маршруты выходного дня

Концертная деятельность

Концертная деятельность

Абонементы сезона 2016/17 года

Научная деятельность

Реставрация памятников культурного наследия как путь сохранения исторической памяти. Сборник научных статей

Новости
20.04.2017

Вспоминая Георгия Петровича Бутикова

21 апреля исполняется 92 года со дня рождения Георгия Петровича Бутикова, директора Государственного музея памятника «Исаакиевский собор» с 1968 по 2002 год. И хотя Георгия Петровича нет с нами уже 15 лет, невозможно переоценить значение его работы для становления и развития музея.

 

В 1968 году Георгий Петрович был назначен на должность директора музея-памятника «Исаакиевский собор», входившего тогда в качестве филиала в состав Государственного музея истории Ленинграда. Однако уже через год Министерство культуры РСФСР, приняв во внимание особую художественную ценность Исаакиевского собора и учитывая уникальность музея, выделило его в самостоятельное музейное учреждение. Впоследствии в состав музея вошли еще два собора Ленинграда: в 1971 году – Спас на крови, и в 1984 году – храм во имя преподобного Сампсония Странноприимца.

 

Спас на крови был предназначен под снос, и только в 1968 году был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников. Георгий Петрович сумел доказать сначала руководству города, а затем и чиновникам Министерства культуры историческую и художественную ценность этого храма. Он ходатайствовал о передаче памятника своему музею в качестве филиала для проведения реставрационных работ и открытия в будущем музея.

 

20 июля 1970 года Исполком Ленгорсовета принял решение «Об организации филиала музея "Исаакиевский собор" в здании бывшего храма Спаса на крови». Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года. К этому времени Спас на крови находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.

 

Под руководством Георгия Петровича была разработана и положена в основу деятельности музея концепция исторически достоверной и научно обоснованной комплексной реставрации храмов-памятников, входящих в состав музея.

 

После длительной и сложной реставрации Спас на крови открылся для посетителей 19 августа 1997 года.

 

В крайне тяжелом состоянии находился и Сампсониевский собор – в руинах стоял уникальный иконостас XVIII века, живопись была сильно повреждена.  Но и здесь был проведен огромный объем сложнейших реставрационных работ, и в 1999 году, в день 290-летия Полтавской победы, Сампсониевский собор открылся для посетителей, впервые увидевших его уникальное убранство.

 

Георгий Петрович уделял много внимания музейной экономике, музей работал на хозрасчетной основе и стал экономически рентабельным, что позволяло проводить реставрационные работы, не привлекая бюджетные средства.

 

Георгий Петрович Бутиков – доктор культурологии, профессор. Автор более чем 40 научных трудов, в том числе научно-популярных и историко-художественных альбомов об Исаакиевском соборе и Спасе на крови. Награжден орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны I степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945», медалью «В память 250-летия Ленинграда», медалью «За доблестный труд», медалью «30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941–1945», орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

 

Все, что сделано Георгием Петровичем для сохранения и возрождения уникальных памятников культуры, стало неотъемлемой частью нашего духовного богатства.