Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» –
музейный комплекс
Новости
07.08.2017

К 200-летию начала строительства Исаакиевского собора

4 марта 2018 года в Государственном музее «Исаакиевский собор» будет отмечаться 200-летие со дня начала строительства Исаакиевского собора, выдающегося памятника русского культового искусства первой половины XIX столетия, построенного по проекту архитектора Огюста Монферрана в 1818–1858 гг. Трёхсотлетняя история Петербурга неразрывно связана с этим храмом, освящённым во имя преподобного Исаакия Далматского, небесного покровителя Петра Великого.

 

Исаакиевский собор, будучи одним из величайших в мире купольных сооружений, в середине XIX века уступал по размерам только соборам св. Петра в Риме, св. Павла в Лондоне и Санта Мария дель Фиоре во Флоренции. Высота собора достигает 101,5 метра.

 

Сегодня жизнь Северной столицы насыщена яркими событиями, и не удивительно, что в череде их часто присутствует Собор, который по праву можно считать одним из современных символов Петербурга.

 

Государственные мероприятия и федеральные программы, высокоторжественные богослужения и праздничные концерты – даже и не перечислить всех граней одного Храма, на портике которого написано «Царю царствующих». Это значит всегда высочайший приём и высочайший уровень.

 

Пасхальные и рождественские службы, День города и День памяти св. Исаакия Далматского, Татьянин День – сегодня невозможно представить палитру городских праздников без православных богослужений в Исаакиевском соборе.

 

Духовное возрождение и реставрация памятников давно стали неразделимыми потоками осознания современной жизни Петербурга, берущими своё начало в послевоенном восстановлении блокадного Ленинграда. Но сегодня в музейную жизнь приходит и воссоздание самого церковного убранства и предметов, необходимых для торжественных богослужений.

 

История города и история России познаются на выставках и экспозициях музея-памятника: блокада Ленинграда, трагические судьбы настоятелей храма и многие другие страницы истории.
Концерты хоровой музыки для посетителей собора и музейные проекты для школ тесно переплелись с традиционными экскурсиями и новыми экскурсионными программами музея «Соборное кольцо» для петербуржцев и гостей города.

 

Само время, словно художник, пишет современный «портрет» Великого Храма нашей эпохи, увековечивая его в жизни северной столицы для будущих поколений...
Современный статус собора берёт своё начало в истории XIX столетия.

 

Французский архитектор О. Монферран возводил Исаакиевский собор на протяжении сорока лет, с 1818 по 1858 год. Это был главный собор России, и он не просто должен был стать красивым и большим храмом, но олицетворением величия и мощи Российской империи, достойным памятником Петру Великому, основателю её новой столицы.

 

Эта сверхзадача при сооружении нового собора Санкт-Петербурга проявилась, в первую очередь, в высоких требованиях к архитектурному облику здания и его декоративно-художественному убранству. Особенно заметно эта специфика отразилась в финансировании и организации строительного производства: на строительство выделялись огромные средства, в выполнении работ участвовали десятки учреждений, сотни подрядчиков, десятки тысяч рабочих (их общее число за всё время строительства составило более 400 тысяч человек). Собор стал великим памятником строителям и великой памятью о тех, кто его сотворил.