Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» –
музейный комплекс
Новости
13.12.2017

Монография об А. Парланде

 13 декабря в музее-памятнике «Спас на крови» состоялась презентация книги кандидата искусствоведения Н.Ю.Толмачевой «Альфред Парланд.Создатель храма-памятника Спас на крови».

 

 

Настоящая монография – единственный на сегодняшний день труд, целиком посвящённый жизни и творчеству выдающегося петербургского архитектора Альфреда Александровича Парланда (1842–1919). Его имя, к сожалению, мало известно широкой публике, несмотря на то, что он является автором архитектурной жемчужины Санкт-Петербурга – храма Воскресения Христова на канале Грибоедова (Екатерининском канале), который неизменно привлекает внимание как жителей города, так и его гостей. Личный архив Парланда после его смерти в 1919 году был утрачен. Не сохранились чертежи многих архитектурных проектов. Кроме того, он был человеком большой личной скромности и не напечатал при жизни своих мемуаров, хотя общался с выдающимися людьми своего времени. Его любимым учителем был профессор архитектуры Давид Иванович Гримм, один из создателей «русского стиля» в архитектуре и составитель проекта Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости, а его лучшим другом – известный художник Василий Васильевич Верещагин. Альфред Александрович имел аудиенции у императора Александра III, Николай II лично присутствовал при торжественном освящении храма-памятника. Шедевр Парланда настолько полюбился петербуржцам, что вскоре ему дали новое название, которое вытеснило старое и повсеместно используется в речи и по сей день – «Спас на крови». Такую народную любовь и второе наименование обрёл лишь ещё один памятник церковного зодчества, собор Покрова Пресвятой Богородицы в Москве, более известный как храм Василия Блаженного.

 

Настоящая книга основана на документах Российского государственного исторического архива, Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга, на периодике второй половины XIX–начала XX вв., хранящейся в Российской Национальной библиотеке, и зарубежных источниках (английских газетах XIX века, архивах Штутгартского Университета). Благодаря архивной работе исследователю удалось не только подробно осветить биографию архитектора, но и, главное, доказать его авторство многих зданий, возведённых в разных губерниях Российской империи. До этого времени Парланд был известен общественности как создатель одного памятника. Безусловно, если бы за свою жизнь Альфред Александрович построил только «Спас на крови», он и тогда был бы достоин книги. Но выяснилось, что он разработал десятки замечательных проектов, и не только церковных – от жилого дома в Санкт-Петербурге и частного замка в Нижегородской губернии (ныне находится на территории республики Марий Эл) до здания театра, училища и биржи в Рыбинске. Всё это свидетельствует о том, что Парланд был разносторонним архитектором. Правда, некоторые его проекты остались на бумаге из-за нехватки денег у заказчиков на их воплощение. Возведение больших зданий всегда сопряжено с денежными вопросами. И при рассмотрении каждой постройки по проекту петербургского архитектора автор монографии отдельное внимание уделяет их финансированию, так как от него зависит выбор материалов, сроки исполнения работ и прочее. После того, как император Александр III доверил Альфреду Парланду строительство важного столичного храма-памятника, к нему стали обращаться заказчики из губерний Российской империи с просьбой о строительстве культовых зданий. Поэтому Парланд стал преимущественно автором проектов церковных сооружений. Многие сохранились до наших дней и, выделяясь оригинальным решением и изящными формами, включены в местные путеводители. Правда, с неизменной фразой – «Архитектор не известен». Эта книга исправляет эту несправедливость и возвращает имя Альфреда Александровича Парланда в отечественное искусствоведение.

 

Также в книге устраняются и неточности в вопросах происхождения и образования Парланда. В немногочисленной литературе он описывается исключительно как потомок обрусевшего англичанина, получивший классическое образование в Императорской Академии художеств. Это не совсем верно. Автором установлено, что Альфред Александрович, сын англичанина, наполовину был немцем. Его мать Мария Каролина Хельман – лютеранка, немка, не говорившая по-русски.

 

На основе архивной записи Университета города Штутгарт в книге доказывается, что Парланд до Петербургской Академии художеств учился в этом передовом техническом образовательном учреждении Европы. Новейшие знания, полученные им в Штутгарте, и знакомство с европейскими технологиями помогли ему в создании огромного по массе и размерам петербургского храма-памятника, вырастающего прямо из гранитной стены набережной канала вопреки грунтовым водам. Именно инженерным знаниям Парланда петербуржцы обязаны сохранением Екатерининского канала вблизи храма Воскресения Христова. Многие архитекторы в своих проектах предполагали русло засыпать, так как не могли выполнить важное условие заказчика: поставить церковь так, чтобы камни мостовой, обагрённые кровью императора, были включены в её пространство.

 

Особое место в книге уделяется преподавательской работе Парланда, ведь он являлся не только архитектором-практиком, но и прекрасным лектором. Альфред Александрович, не имея своих детей (оставался холост), самоотверженно отдался труду педагога, считая это важным делом. Он видел в молодом поколении будущее и надежды России, и учил студентов до последних лет жизни: сначала он читал лекции по архитектуре в альма-матер, Императорской Академии художеств, затем в Императорском Московском археологическом институте. При этом, находясь уже в преклонном возрасте (так, в 1912 году ему было семьдесят лет), профессор архитектуры раз в неделю садился в поезд и совершал путешествие до Москвы и обратно для того, чтобы передавать свой опыт молодёжи. Парланд делал это не ради материальной выгоды, он получал жалованье по другому ведомству и имел хорошую пенсию. Преподавание было его призванием, Альфред Александрович искренне считал, что, передавая накопленные знания студентам, вносит свою лепту в процветание России.

 

Многогранная личность Парланда проявилась и в том, что, являясь ещё и блистательным мастером акварели, он долгое время был преподавателем акварельной живописи Центральном Училище технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге. Парланд опубликовал несколько научных трудов, самый известный из них – изданная в 1909 году фундаментальная работа «Храмы Древней Греции». Уникальное исследование с большим количеством таблиц и литографий стало не только основным учебным материалом для студентов специальных факультетов начала XX века, но и послужило базой для создания современных учебников по архитектуре древней Греции, которыми пользуются в высших профильных учебных заведениях и в наши дни.

 

В книге рассматривается и общественная деятельность Парланда. Альфред Александрович состоял действительным членом ряда организаций, от благотворительных до профессиональных. Как профессор архитектуры и признанный специалист входил в состав различных архитектурных комиссий, разбирая спорные проекты. Владея в совершенстве несколькими языками, он много путешествовал, и привозил из поездок археологические раритеты, которые с удовольствием и, конечно, безвозмездно предоставлял для выставок в Санкт-Петербурге и Москве, знакомя широкую публику с предметами искусства.

 

Таким образом, Парланд был одновременно не только талантливым архитектором (архитекторов было много: на 1883 год действительными членами Санкт-Петербургского Общества архитекторов состояли более двухсот тридцати человек), но и преподавателем, мастером акварели, автором научных трудов по архитектуре и искусству орнамента, общественным деятелем. Альфред Александрович до конца жизни был очень деятельным человеком, черпая энергию в общении. Любил свою работу и не мог обходиться без неё, работал практически до последних своих дней в качестве преподавателя и архитектора, осуществлявшего технический надзор за главным детищем – храмом Воскресения Христова. Получив в Санкт-Петербурге большую известность после строительства этого памятника в самом центре столицы Российской империи, он по-прежнему оставался скромным человеком, не любившим большие собрания, шумные выступления.

 

Парланд хранил традиции семьи и посещал англиканскую церковь в Санкт-Петербурге. Большую часть жизни прожил на Васильевском острове (последний адрес – 1-я линия, дом 44). Умер в 1919 году и похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге, где были похоронены его дед, родители и учитель Д. И. Гримм. Беззаветно любивший Россию, Альфред Александрович являл собой пример русского англичанина, совместившего в себе несколько культур.

 

Все эти сведения обобщены в настоящем исследовании, впервые создающем всеобъемлющий образ А. А. Парланда – выдающегося зодчего, человека энциклопедически образованного, теоретика и историка архитектуры, педагога, общественного и государственного деятеля, личности гармоничной и яркой.

 

Ю.В. Мудров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор, почетный академик Российской академии художеств.