Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» –
музейный комплекс
Новости
15.05.2018

Вышел в свет XXI выпуск сборника научных статей «Кафедра Исаакиевского собора»

4 марта 2018 года выдающийся памятник русского и мирового искусства первой половины XIX столетия, построенный по проекту архитектора Огюста Монферрана – Исаакиевский собор отметил 200-летие со дня начала строительства.

 

К этому юбилею Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» подготовил большой межмузейный проект, в рамках которого состоялась научно-практическая конференция под названием «200 лет начала строительства Исаакиевского собора».

 

Опубликованные в XXI выпуске сборника «Кафедра» статьи содержат, в том числе, новые архивные документы, материалы, рассказывающие о различных периодах и этапах строительства и реставрации, прихожанах и причте Исаакиевского собора, а также концепциях, проектах и авторских чертежах, моделях, эскизах художников. Особый интерес представляет описание фотоматериалов из фондов РОСФОТО и Музея истории Санкт-Петербурга, например, уникальные кадры, сделанные с недавно освящённого Исаакиевского собора П. А. Ришбуром, официальным фотографом императора Франции Наполеона III.

 

Сборник опубликован в двух томах.

 

Редакционная коллегия:
Ю. В. Мудров (председатель, главный редактор)
Архимандрит Александр (Федоров), А. В. Квятковский, Б. Д. Подольский, В.-И. Т. Богдан, Ю. С. Ушкова, Э. А. Филиппова А. С. Першина (редактор).

 

Уважаемые читатели, друзья и коллеги!

 

Четвёртый Исаакиевский собор в Петербурге, построенный по проекту Огюста Монферана, не только шедевр мировой архитектуры и исключительный памятник отечественного искусства. Практически сразу со времени его возведения он стал символом имперской столицы, квинтэссенцией высших творческих достижений в области искусств, науки, техники, олицетворением духовных устремлений нашего народа. Оказал он влияние и на общий процесс развития европейской архитектуры XIX столетия.

 

Вот почему неисчерпаемы темы для исследований, что наглядно демонстрирует настоящая конференция и труды, составившие ее программу.

 

Но вместе с тем, вновь со всей ответственностью можно заявить, что данный научный форум, при всей добросовестности и глубине исследований, и сегодня не приблизил нас к полному уяснению исторической и художественной ценности наследия Великого зодчего.

 

Надеюсь на новые научные собрания и ваше активное в них участие!

Директор
Государственного музея-памятника
«Исаакиевский собор», почётный академик
Российской Академии художеств Ю. В. Мудров

 

Содержание

I том      
       
Вступительное слово директора Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», почетного академика Российской академии художеств Юрия Витальевича Мудрова      
       
Александрова В. В.
Шумилова Х.В.
Щедрова О.В.
    Реставрация аттика и скульптуры с фасада евангелическо-лютеранского храма апостола Петра (Petrikirche)
       
Арутюнян Ю.И.     Концепция «историзма» в искусстве 1820–1850-х гг.: опыт России и Франции
       
Белковская В.М.     Каменная отделка Исаакиевской церкви 1796–1775
       
Белоножкин А.Е.     Колонна в саду Академии художеств (к истории сотрудничества Императорской Академии художеств и Комиссии о построении Исаакиевского собора
       
Богдан В.-И.Т.     Фрагменты эскиза композиции «Поклонение царей земных Царю небесному» для росписи Исаакиевского собора в собрании Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств
       
Голованова А.В.     Комиссия по строительству Исаакиевского собора: новые факты
       
Доминов М.Ш.     К истории реставрации икон Т. А. Неффа в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга
       
Исмагулова Т.Д.     Граф Арсений Андреевич Закревский и его особняк у Исаакиевского собора (1833–1848)
       
Китаев А.А.     Светописные сокровища России
       
Клишевич Е.А.     Фонтаны «Никольский» и «Петровский»: творческие контакты Витали и Монферрана до конкурса на скульптурный фронтон Исаакиевского собора
       
Кривдина О.А.     Скульптурные группы «Воскресение Христово» и «Преображение Господне» Н. С. Пименова. Главные аспекты истории создания групп для Исаакиевского  соборав Санкт-Петербурге
       
Лагунин И.И.
Тютюнникова Г.В.
    История домовой церкви в усадьбе Васильчиковых-Строгановых Волышово. К пректу реставрации
       
Любезников О.А.     Петроградские (ленинградские) адреса архитекторов Исаакиевского собора довоенной эпохи
       
Максимова А.В.     Исаакиевский собор в фотографии середины XIX века
       
II том      
       
Махлина С.Т.     Классицизм в жилом интерьере России
       
Павлов В.Е.     Бетанкур и Монферран
       
Панайотов Г.Х.     Из истории развития иконографии преподобного Исаакия Далматского
       
Половинкина А.В.     Прихожане и причт Исаакиевского собора в 1863 и 1913 гг. (по материалам метрических книг)
       
Пудова В.А.     Работы А.Е. Бейдемана в соборе во имя св. Александра Невского в Париже
       
Ребриева Е. С.     Архитектор А.Л. Ротач – руководитель реставрации здания Исаакиевского собора в 1950–1962 гг.
       
Савинова Е.А.     Проектные модели Исаакиевского собора
       
Сузуки М.     Икона «Воскресение Христово» К. Штейбена в Японии и несколько замечаний о русских иконах в Японии
(Resurrection Icon by Steuben in Japan and some remarks upon Russian icons in Japan)
       
Толмачева Н.Ю.     Мастера скульптурного убранства Исаакиевского собора: И. Витали и И. Дылев
       
Филиппова Э.А.     Настоятели кафедрального Исаакиевского собора (1858–1917)
       
Хвостова Г.А.     К истории создания росписей Исаакиевского собора. Подготовительный этап 1841–1846 годов
       
Черненко В.А.
Щедрин П.Г.
    Скульптурное убранство балюстрады круговой колоннады Исаакиевского собора