Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» –
музей четырех соборов
Социальные проекты в Государственном музее-памятнике «Исаакиевский собор»

На сегодняшний день ГМП «Исаакиевский собор» – это хорошо работающий живой организм, где каждое структурное подразделение четко выполняет свои функции и взаимодействует с остальными. Количество посетителей храмов-памятников ГМП «Исаакиевский собор» в 2016 году составило более трех миллионов восьмисот тысяч человек. Жизнь Музея многогранна, здесь решаются самые разные задачи, реализуются новые проекты.

 

Сегодня Музей – это подлинный центр духовной и интеллектуальной жизни Санкт-Петербурга. И во все время деятельности Музея проекты социального направления были приоритетными.
Я хочу представить вам те социальные проекты и программы, которые реализуются в Музее и направлены на работу со школьной аудиторией и обслуживание маломобильных посетителей.

 

Культурно-образовательная программа «Музей – школе»

 

Работа по реализации культурно-образовательной программы «Музей-школе», которая предусматривала интеграцию в образовательный процесс большого культурного наследия Музея, стала целенаправленно проводиться с 2005 года.  В 2007 году было сформировано самостоятельное подразделение - сектор по работе со школами.

 

Методистами сектора были разработаны тематические циклы для разных возрастных групп школьников, которые проводились во всех храмах в форме живой беседы с использованием разнообразного дидактического материала. Это пособия, иллюстрации, рабочие тетради словарь школьника, специальная детская литература, выпущенная сотрудниками музея, интерактивы. Было создано 9 тематических абонементов.

 

При разработке всех тем стояла задача дать представление о православной культуре как части мировой культуры и исторически традиционной для России; во главу угла ставилась толерантность, учитывалась многонациональность аудитории, и корректная подача материала, которая не затрагивала бы религиозные чувства детей.

 

Десятилетняя практика показала необходимость и важность такой работы, а многочисленные отзывы детей, педагогов школ и родителей служат ярким тому подтверждением.

 

В эксперименте, который проходил первые три года, участвовали 8 школ города, заключивших договор с Музеем на безвозмездной основе. Затем с 2008 года по настоящее время в программе приняли участие 235 школ и более 12 тысяч школьников из 562 классов посещали занятия по абонементам во всех храмах ГМП «Исаакиевский собор». Замечу, что стоимость одного занятия носит символичный характер и составляет сегодня 30 рублей.

 

Для интеграции в образовательные программы школ знаний о ценностях, сосредоточенных в храмах-памятниках, через учебные предметы, были разработаны учебно-методические пособия для педагогов школ по различным предметам. Часть школ, участниц программы, активно стали использовать этот материал при разработке тех или иных тем по различным школьным дисциплинам. Активизации творческой деятельности учащихся и педагогов в ходе музейно-образовательного процесса помогают разработанные творческие задания по различным темам, проведение итоговых мероприятий в школах в виде викторин и турниров и, наконец, самым важным, самым долгожданным мероприятием в конце каждого года является межпредметная олимпиада с участием пяти школ, прошедших промежуточный отборочный тур.

 

Тематика игр самая разнообразная. Здесь и юбилейные даты в истории Санкт-Петербурга и всей России, связь науки и искусства, семидесятилетие со дня Победы и совместный проект с Этнографическим музеем. Каждая игра позволяет выявить связь между знаниями, полученными учащимися на занятиях в Музее, и учебными предметами.

 

В рамках большой программы «Музей – школе» реализуется программа, небольшая по числу участников, но очень важная в образовательном плане – «Введение в профессию экскурсовода». Музейные педагоги в стенах школы проводят теоретические занятия, знакомя ребят с профессией экскурсовода, затем школьники в течение учебного года посещают занятия по музейному абонементу в Исаакиевском соборе или храме Спаса на крови, под руководством школьного педагога готовят экскурсионные тексты и в конце учебного года проводят для своих друзей из Германии обзорную экскурсию на немецком языке. Подобные экскурсии проводятся уже восьмой год, вызывая неизменный интерес и благодарность немецких школьников и педагогов.

 

Главная цель работы сектора музейной педагогики состоит в том, чтобы раскрыть детям неповторимый и разнообразный мир духовной культуры и искусства, помочь развитию их любознательности, творческих сил и способностей, стимулировать на посещение музеев, как средства знакомства с разнообразной историей и культурой Петербурга, воспитывать чувство патриотизма и любви к своему городу.

 

Научно-просветительский проект «Наследие Бетанкура»

 

Этот проект разработан совместно с Петербургским государственным университетом путей сообщения Императора Александра I в преддверии 260-летия со дня рождения великого инженера и учёного Агустина Бетанкура. Реализация проекта предусматривает участие Музея в конференциях, выпуске сборника научных трудов «Наследие Бетанкура», творческих выставках, итоговых и интерактивных мероприятиях. Методисты сектора организовали школьникам посещение музея Бетанкура, и полученная ими информация легла в основу создания интерактивных внеклассных уроков, которые проводились в стенах храмов-памятников.

 

Музейно-педагогический проект «Ангелы в гостях у ангелов» (первые шаги в православном храме)

 

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и реализуется на базе детского сада с посещением Исаакиевского собора. Разработан тематический курс из трех занятий, в ходе которых дети познакомятся с историей православного храма, его архитектурой и назначением; получат начальное представление о православной культуре, живописи, иконописи на примере художественно-декоративного убранства Исаакиевского собора. Такие встречи помогут расширить кругозор ребенка, дадут представление об окружающем мире и откроют его красоту и гармонию. Они призваны воспитывать чувства доброты, сострадания и милосердия, стать залогом высокой духовности и нравственности.

 

«Искусство живописной эмали»

 

В 2012 году при ГМП «Исаакиевский собор» была открыта детская «Студия живописной эмали» под руководством художника-эмальера, члена Союза художников России Ларисы Анатольевны Соломниковой, одного из авторов реставрации Царских Врат храма Спаса на крови. Ученики нескольких школ, участниц музейной программы, стали постигать азы сложной техники горячей эмали.

 

Уже есть первые победитель – лауреат I степени VIII Международного фестиваля-конкурса детского и молодежного творчества, прошедшего в декабре 2016 года в Вильнюсе, Ульяна Алехина. Такая преемственность поколений помогает сохранению народных традиций, умножению национального богатства России.

 

Квесты в Исаакиевском соборе

 

В октябре 2016 года Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» присоединился к Межвузовскому студенческому культурно-историческому квесту. Задачей квеста было знакомство студентов с историей и традициями Санкт-Петербурга и России, формирование у молодёжи патриотизма и любви к своей Родине. Одной из станций квеста стала мемориальная экспозиция «Чтобы помнили…», расположенная в подвале Исаакиевского собора и посвященная героическому подвигу музейщиков в дни 900-дневной блокады Ленинграда. Сотрудники музея показали участникам фильм о событиях тех лет, после чего студенты ответили на вопросы, связанные с событиями Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Аналогичные мероприятия проводятся в музее регулярно.

 

Благотворительная акция «Дети рисуют в храме»

 

Это знаковое мероприятие, которое проходит в Исаакиевском соборе на протяжении последних десяти лет, стало результатом сотрудничества Музея с Международным фондом поддержки культуры «Мастер Класс». Каждый год под сводами Исаакия собирается более 200 детей из образовательных школ и школ-интернатов, детских домов и детских садов, которые занимаются в художественных школах, кружках, студиях, и начинается настоящее действо – дети рисуют в храме, рассказывая языком красок об истории города, его красоте и величии – «Чудеса Петербурга», о страшных днях блокады «Ваша победа – наша память», о доброте и милосердии.

 

В прошлом году благотворительная акция «Мозаика Вселенной» приобрела международное значение. Был организован телемост с Германией, и одновременно с российскими детьми акцию проводили немецкие ребята; с космической орбитальной станции к детям обратились с приветственным словом космонавты. В этом году планируются телемосты с Германией, Францией, Швецией, и в дальнейшем круг друзей будет расширяться.

 

Одной из наиболее важных в работе нашего Музея была задача приобщения людей с ограниченными возможностями к культурным ценностям, находящимся в храмах Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Еще до организации школьного сектора музейными слушателями стали ученики специальной коррекционной школы VI вида «Озерки» – дети с ограниченными возможностями движения.

 

Важным в работе стал 2011 год, когда Музей приступил к реализации программы «Мир без границ», ориентированной на людей с ограничением по зрению, куда входят тотально слепые люди и слабовидящие. Совместно с библиотекой для слепых и слабовидящих были созданы рельефно-графические альбомы, которые помогают экскурсантам лучше воспринимать архитектурные формы и ориентироваться в пространстве храма. Специалистами модельной мастерской по заказу музея был изготовлен разъемный макет Исаакиевского собора в одну двухсотую натуральной величины, который позволяет сформировать у посетителей целостный образ храма.

 

Были организованы 2-х и 3-х дневные семинары с практическим тренингом для методистов и экскурсоводов, обслуживающих данную категорию посетителей. На таких встречах преподаватели Института специальной педагогики и психологии знакомили слушателей с особенностями протекания психических и познавательных процессов у людей разных категорий инвалидности; были даны рекомендации по формам общения и взаимодействия с подобной аудиторией при проведении экскурсий. На основе полученных материалов выполнена методическая разработка для проведения обзорной экскурсии для незрячих и слабовидящих посетителей в Исаакиевском соборе, а позже в храме Спаса на крови.

 

В 2012 году были устроены удобные для заезда пандусы в Исаакиевском соборе и храме Спаса на крови. В юго-западной звоннице Исаакиевского собора установлен скоростной лифт и специальный подъемник, ведущий на круговую смотровую площадку.

 

«Петербург с высоты птичьего полета» – так названа специальная музейная программа для посетителей в инвалидных колясках, которая позволяет совершить круговой обзор панорамы Петербурга и прослушать 20-минутную экскурсию, специально разработанную для этого маршрута.

 

Проделанная работа стала хорошим заделом на будущее, поэтому руководством Исаакиевского собора в декабре 2015 года было принято решение о создании нового структурного подразделения – сектора по работе с маломобильными посетителями, с тем чтобы обеспечить системный подход к реализации федеральной программы «Доступная среда». Был разработан культурно-социальный проект «Исаакий» без барьеров».

 

В настоящее время Музей располагает современными техническими приспособлениями для обслуживания посетителей с ограниченными возможностями, что позволяет создать в музее комфортную среду для таких посетителей и сделать музей доступным для каждого. Создана база качественных приспособлений и дидактических пособий, компенсирующих ограничения маломобильных посетителей.

 

13 февраля, прошла торжественная презентация экскурсионного маршрута «От ощущений к чувствам», который предполагает перемещение незрячего посетителя в пространстве храма и его знакомство с тем или иным объектом или элементом внутреннего убранства. Во время экскурсии используется аудиогид с тифлокомментированием, на основных остановках экскурсант может поработать с рельефно- или объемно-графическим пособием и тактильно осмотреть данный объект.

 

Организация работы в Музее позволяет использовать разные формы обслуживания посетителей. Общества инвалидов, центры реабилитации турфирмы, участники проводимых в Санкт-Петербурге семинаров, конференций, используют форму работы по заявкам. Одиночные посетители, приходящие в музей, смогут получить сопровождение и пройти специальным маршрутом с аудиогидом.

 

Работа по заранее составленному плану предполагает заключение долгосрочного договора и, как правило, проведение целого цикла встреч разной тематики. И здесь акцент сделан на работу со специализированными школьными учреждениями. Мы все понимаем насколько важно дать ребенку с ограниченным здоровьем возможность познавать мир, видеть глазами или кончиками пальцев прекрасное, учиться общению и новым отношениям.

 

Второго сентября 2016 года в стенах Исаакиевского собора состоялось подписание договора о сотрудничестве между ГМП «Исаакиевский собор» и школой-интернатом им. К. Грота для слепых и слабовидящих детей. Эта программа получила красивое название «Дорогой сердца по «Исаакию». Его дали школьники 9-а класса, посетив в феврале, марте и апреле пробные тематические занятия в Исаакиевском соборе, а с октября 2016 года школьники четырех классов школы им. Грота стали участниками этой программы.

 

Радостно отметить, что именно тематические циклы занятий стали самыми востребованными, и школьники специализированных учебных заведений и Центров реабилитации с большим интересом посещают Музей. Каждое занятие сопровождается использованием разнообразного дидактического материала и пособий, что помогает сделать информацию более доступной и интересной, а сам ход занятий динамичным с целью лучшей концентрации внимания детей. Для снятия напряжения и усталости введены интеллектуальные паузы и интерактив.

 

За период с января по декабрь 2016 года Исаакиевский собор и храм Спаса на крови посетили 798 человек с нарушением здоровья. Среди них  инвалиды по зрению, инвалиды по слуху, люди с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением психического развития. Показатель посещаемости превышен по сравнению с 2015 годом в два с лишним раза. Это очень хорошая динамика.

 

Новым направлением в работе сектора стал инватуризм. Этой работе дала движение специализированная туристическая компания «Либерти», руководство которой считает, что «техническую оснащенность храмов, относящихся к музею, прежде всего – Исаакиевского собора, можно по праву назвать самой передовой и продуманной, и мы с огромным удовольствием отмечаем, что эти объекты – пример не просто единожды созданной, но и отлично функционирующей доступной музейной среды. Но без человеческого отношения к проблеме, без настоящего участия сотрудников музея доступная среда исчезает, и именно люди, увлеченные, сочувствующие, искренние, горячо желающие помочь, – главное богатство Исаакиевского собора».

 

Нам всем понятно, что реализация любой социальной программы требует серьезного финансирования, современной технической оснащенности, высококвалифицированных кадров, особых форм и приемов работы, и не все учреждения могут в полной мере осуществлять подобные программы. Вы обратили внимание, насколько разноплановые виды деятельности осуществляет Музей в рамках реализации социальных проектов, что согласно существующим юридическим нормам является прерогативой только музейного учреждения.

 

Результат социальных проектов не имеет денежного выражения. Они призваны дать стимул к всестороннему развитию личности, заложить в человеке основы морали, нравственности и духовности, помогать социализации и адаптации его в обществе.

 

Е.В.Веденеева
методист сектора по работе с маломобильными посетителями