Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» –
музейный комплекс
Смольный собор
Строительство

Торжественная закладка собора Воскресенского Новодевичьего монастыря состоялась в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, высшего духовенства и знати 30 октября 1748 года. Перед Растрелли стояла задача построить обитель, куда могла бы удалиться, «наскучив бременем правления», царица. Поэтому монастырь строился с размахом и украшался так, что более напоминал роскошную царскую резиденцию, чем монашескую обитель. При въезде в монастырь Растрелли спроектировал многоярусную колокольню небывалой для того времени высоты – 140 метров (выше Петропавловского собора). Этот замысел так и не был осуществлен, облик колокольни можно представить по деревянной модели, хранящейся в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств.

 


Сначала монастырь строился очень быстро. Отделали корпуса с кельями для монахинь, построили собор до барабана купола, на мощном фундаменте начали возводить первый ярус колокольни. Уже готовили церковную утварь, в Москве отлили колокола, Растрелли выполнил проекты иконостасов. Однако с началом Семилетней войны строительные работы замедлились, а после смерти Елизаветы Петровны постепенно остановились.


В царствование Екатерины II монастырские корпуса с кельями были приспособлены для Воспитательного общества благородных девиц (Смольного института). Собор оставался недостроенным почти 70 лет, и его состояние постоянно ухудшалось. Трещины на сводах грозили обрушениями, высокие подвалы были затоплены водой. Попечительница учебных заведений, вдовствующая императрица Мария Федоровна часто бывала в Смольном институте и сожалела о том, что великолепный храм стоит в запустении. Именно она предложила сделать его собором учебных заведений.


В конце 1820-х годов по указанию Николая I начались работы по окончательной достройке храма. Работами руководил архитектор Василий Петрович Стасов. В январе 1832 года в соборе установили деревянную модель иконостаса в натуральную величину «для верного усмотрения и эффекта оного». В первую очередь выполнялись важнейшие каменные работы по исправлению здания: заделали трещины в стенах, сводах, арках, заменили поврежденные кирпичи. Очистили от воды и мусора подвалы. Исправили повреждения в кровле. Купол и главы покрыли белым цинковым железом и окрасили кобальтом с золочеными звездами. В дополнение к восьми старым колоколам, которые «служили звоном» в малых церквах монастыря, были отлиты двенадцать новых.

 

«С величайшим трудом», как вспоминал позже Стасов, в стенах пробивали трубы для печей – по проекту Растрелли собор строился «холодным». Полы выстлали ревельской плитой, мраморные ступени и площадки для алтарей выполнили на екатеринбургских заводах. Из лиственницы изготовили двери и оконные рамы, установили чугунные хоры с решетками. Стены оштукатурили и окрасили в белый цвет, колонны и цоколи пилонов облицевали белым искусственным мрамором.

 

20 июля 1835 года Митрополит Новгородский и  Санкт-Петербургский Серафим освятил храм во имя Воскресения Христова. Северный придел освящен был во имя св. праведной Елизаветы, в память основательницы монастыря императрицы Елизаветы Петровны, южный – во имя св. прп. Марии Магдалины, в память императрицы Марии Федоровны.