Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» –
музейный комплекс
Спас на крови
Строительство

Спас на крови (Храм Воскресения Христова) был возведен по совместному проекту архитектора А.А. Парланда (1842–1920) и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (в миру Малышева, 1811–1897). Они выполнили пожелание Александра III и создали собор в «истинно русском стиле», сохранив место смертельного ранения его отца внутри храма.

 

 

В конце марта 1883 г. царь одобрил состав Комиссии по строительству, которую возглавил великий князь Владимир Александрович. На первом же заседании комиссии по предложению архимандрита Игнатия было решено именовать будущий храм во имя Светлого Воскресения Христова.

 

Фрагмент чугунной решетки канала, несколько гранитных плит и булыжников, обагренных кровью Александра II, были сняты, уложены в ящики и перенесены на хранение, как реликвии, в часовню на Конюшенной площади. Впоследствии они были возвращены на исторические места, над ними возвели сень по образцам древнерусской архитектуры. Торжественная закладка храма состоялась 6 октября 1883 года в присутствии митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Исидора и царской четы.



Храм Воскресения Христова строился 24 года. Достаточно длительный срок объяснялся богатством и разнообразием декора, а также применением передовых для своего времени инженерно-строительных технологий. Впервые в градостроительной истории Санкт-Петербурга отказались от свайного фундамента, заменив его сплошным бетонным основанием и бутовой кладкой. Сложная система гидроизоляции защищала собор от вод канала, были разработаны системы парового отопления и электрического освещения.

 

19 августа 1907 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний освятил церковь, и в Петербурге, на Екатерининском канале (сейчас канале Грибоедова) появился храм, увековечивший память об императоре Александре II.