Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» –
музейный комплекс
архив выставок

Александр Бенуа ди Стетто

 

 

Возвращение в Россию

Живопись. Графика

 
В концертно-выставочном зале «Смольный собор» 5 апреля 2010 г. открылась выставка живописи и графики «Александр Бенуа ди Стетто. Возвращение в Россию».
 
Санкт-Петербургский общественный фонд содействия развитию культуры и искусства представляет зрителям творческое наследие крупного русско-швейцарского художника Александра Бенуа ди Стетто (1896 – 1979). Это знакомство происходит в рамках большого выставочного проекта «Александр Бенуа ди Стетто. Возвращение в Россию», в котором уже приняли участие почти тридцать музеев страны – Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей и многие другие.
 
Искусство еще одного яркого представителя известной династии художников лишь три года назад стало известно на Родине. Произведения художника, покинувшего Россию в     1922 году, спустя восемь с лишним десятилетий вернулись в Санкт-Петербург. Более восьмидесяти работ из частного петербургского собрания будет показано на выставке в Смольном соборе, подготовленной Санкт-Петербургским общественным Фондом.
 
 
Художник прожил большую жизнь, что не удивительно для представителя семьи Бенуа, богатой долгожителями. Она пришлась на период, насыщенный исторически значимыми событиями, нашедшими отражение в творчестве мастера, но не буквально, а опосредованно – через чувство времени, острое восприятие современности, присущие художнику.
 
Получив прекрасное художественное образование, а он учился у Н.К.Рериха, В.В.Матэ, И.Я.Билибина, А.А.Рылова, С.К.Маковского, Л.Н.Бенуа в Школе Императорского Общества поощрения художеств и Академии художеств в Петербурге, свое искусство он в 1920-е годы совершенствовал в Париже и Берлине. Он был знаком со многими мастерами западноевропейского искусства ХХ столетия. За оформление оперного спектакля он получил Гран При города Берлина. Он работал в области дизайна, декоративно-прикладного искусства, архитектурного проектирования.
 
Портретист, анималист, мастер натюрморта, создатель сложных архитектурно-пластических композиций, художник много работал в пейзаже. Пейзаж стал одним из основных жанров в творчестве Александра Бенуа ди Стетто, к нему он обратился еще в начале 1920-х, в первые годы эмиграции. Возможно, интерес к нему сформировался еще в годы обучения в Академии художеств, в мастерской Леонтия Бенуа, ставившего перед воспитанниками непростые композиционные задачи, суть которых заключалась в умении привязать архитектурный объект к окружающей среде. А может быть, частые переезды рождали в душе художника желание принять новое, утвердиться в сознании, что тот или иной уголок Европы может стать, пусть на время, близким для него. Или же причиной стойкой привязанности к пейзажу стали свойственные его натуре любознательность и восхищение миром. Так или иначе, но Александр Бенуа ди Стетто обращался к миру природы на протяжении всего творческого пути. В технике рисунка, в акварели, в масляной живописи он создавал панорамы величественных Альпийских предгорий, живописных долин юга Франции, писал уютные уголки старой Женевы, небольших швейцарских городков, притягательны для него были и виды Берлина и Парижа, Мюнхена и Барселоны, Копенгагена и Гетеборга…
 
Обладавший хорошей профессиональной подготовкой, художник уже в 1920-е годы писал горные альпийские деревушки, которые пользовались популярностью у любителей и ценителей живописи. Именно создание пейзажей, а чуть позже заказных портретов, позволило Александру Бенуа ди Стетто творчески самореализоваться.
 
Портрет играл в творчестве художника особую роль. Работа в этом жанре позволила ему занять достойное место в художественной среде Женевы. Конечно, в большинстве случаев портреты были заказные, поэтому репрезентативность, монументальность порой превалировали над глубиной образной характеристики. Судьба улыбнулась ему уже в первый год эмиграции: он исполнил заказ на портрет президента Швейцарии. Особую группу составляют автопортреты и портреты жены Камы (Камиллы). Художник не ограничивается внешним сходством, его увлекает идея создать некий портрет-символ. Он писал ее часто, она оставалась его излюбленной моделью, но при этом в образах Камы всегда есть таинственность. Она не смотрит на зрителя, погруженная в свои мысли, и от этого приобретает еще большую значительность. Если собственные автопортреты зачастую несут огромный заряд энергии и эмоций, то портреты Камы – лиричны и наглядно демонстрируют нежность чувств художника. Автопортреты, как правило, постановочны, с большим количеством атрибутов и аксессуаров, что невольно направляет мысль зрителя в сторону философских размышлений о роли художника в жизни общества, о красоте, цельности и гармонии мира.
 
Программность, заданность очевидны и в натюрмортах. Этот жанр, как никакой другой, позволяет художнику выразить свое отношение к реальному миру. Мастер вправе делать свой выбор, объединяя предметы продуманной логикой сюжетной завязки и сопоставляя их в контрасте форм, фактур, живописных характеристик. Однако, помимо сложных «постановочных» натюрмортов, он с удовольствием писал цветы. Благоуханная свежесть нарциссов и тюльпанов, пьянящая красота роз, нежность ландышей, торжествующая роскошь пионов, экзотическая неповторимость гиацинтов и азиатских лилий – весь этот мир радости и света искрится, переливается сочными красками, играет сложными эффектами светотени в картинах Александра Бенуа ди Стетто.
 
Круг интересов художника, как уже говорилось, был широк. Он писал живописные портреты, пейзажи, натюрморты, а в графике создал удивительную анималистическую серию. На листах большого формата художник изображает зверя или примата. Фигуры крупные, обобщенные, но всякий раз точно передают выразительную и характерную позу, отвечающую повадкам зверя. В рисунках нет жанровости, его персонажи изолированы от какого-либо окружения. Александр Бенуа ди Стетто с нескрываемым удовольствием, а порой и азартом, рисует забавные физиономии мартышек и шимпанзе, могучих львов, грациозных ягуаров и пантер. Его сангины виртуозны: силуэт безупречен, сочные, изогнутые линии соседствуют с тонким штрихом. Его анималистические «штудии» убедительны, но при этом художник не впадает в натурализм.
Александр Бенуа ди Стетто – художник поиска, эксперимента. В 1950-е годы он впервые обратился к так называемым «Структурам». Живописные композиции воплотили мечту художника о гармонии ритма и формы, в которой можно найти архитектурные реминисценции. Но суть их – в спонтанном построении, позволяющем увидеть это совершенство.
 
Интерес к окружающему миру, умение увидеть красоту в привычном мотиве, воспитанные в живописце в пору формирования его художественного мировоззрения, Александр Бенуа ди Стетто сумел сохранить и талантливо реализовать за долгие годы своей творческой деятельности.   
 
Выставка будет работать с 5 апреля по 3 мая 2010 г. с 11 до 19 часов ежедневно, кроме среды.
Дополнительная информация по тел. 577 14 21