Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» –
музейный комплекс
архив выставок

«Время собирать камни...»

 

Выставка открывает новое экспозиционное пространство «Музей камня» в Ризнице. Это обусловлено тем, что в создании неповторимого облика Северной столицы использовано немалое количество самых разнообразных пород натуральных цветных камней. Декоративность одних и прочность других определили основные пути его использования, и камень нашел широкое применение и достойное место в строительстве, архитектуре, скульптуре, ювелирном деле и декоративном искусстве. Красивый камень настраивал человека на творчество, заставлял взглянуть на него внимательнее, проникнуть и разгадать его тайну. Французский писатель и журналист XIX века Теофиль Готье писал: «… произведения из камня, перед которыми ничтожно всесокрушающее влияние времени, пребудут в веках как памятники культуры, искусства и как магическое зеркало, в полированной глади которого отражается движение времени».
 
Выставка «Время собирать камни…» посвящена удивительному по красоте материалу, который сама природа создала для того, чтобы многие века мы могли восхищаться этим чудом. При создании выставки нам хотелось показать коллекцию из фондов Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», так как в декоративно-художественном убранстве Исаакиевского собора и храма Воскресения Христова можно увидеть различные виды гранита и мрамора, кварцита и сланцев, малахита, лазурита и других поделочных камней.
 
Открытие Музея камня в Ризнице – восстановление исторической справедливости, так как задумывалось и строилось это здание для расположения в нем различных пожертвований, поступающих в Санкт-Петербург со всех концов России для строительства храма в память о трагическом событии 1 (14) марта 1881 года.
 
Камень, его цвет, рисунок, структура, а также мастерство, с которым воплощены творческие замыслы при создании Исаакиевского собора и храма Воскресения Христова, на протяжении более ста лет поражают воображение жителей и гостей Санкт-Петербурга. Желание рассказать о многообразии использования в соборах различных пород цветного поделочного камня легло в основу создания выставки «Время собирать камни…».
 
Совершенство, с которым выполнены детали интерьеров, является демонстрацией высочайшего мастерства камнерезов XIX – начала ХХ века, в т.ч. Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской фабрик, игравших в Российской империи ведущую роль в обработке камня. Наряду с элементами внутреннего убранства храмов ярким образцом технических и художественных достижений начиная с конца XVIII века стало создание предметов декоративно-прикладного искусства из камней-самоцветов.
 
Выставка «Время собирать камни…» состоит из двух разделов и объединяет более 100 экспонатов.
Основу первого раздела составили образцы различных горных пород: ревневская яшма и коргонский порфир Алтая, лазурит Забайкалья, мрамор и шокшинский порфир Карелии, орлец и пейзажные яшмы Урала, цветные итальянские мраморы Сиены и Серавеццы, украинский лабрадорит и афганский лазурит, а также предметы из этих камней. В витринах выставлены образцы минералов и изделия из уникальной коллекции Горного музея, а также культовые предметы и иконы из фондов Государственного музея истории религии.
 
Украшением раздела служат печати с искусной резьбой по камню, плакетки и пресс-папье в технике флорентийской мозаики из фондов Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», экспонирующиеся впервые.
 
Во второй части выставки представлены художественные произведения из янтаря: модель Исаакиевского собора в масштабе 1:200 и монументальные янтарные иконы работы заслуженного художника Российской Федерации А.М. Крылова, выполненные в технике мозаики и представляющие новое направление в развитии янтарного искусства.