С 4 ноября по 8 декабря в ЦВЗ «Манеж» в рамках XXI Церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь – ко Дню народного единства» Патриарший совет по культуре Русской православной церкви совместно с Федеральным архивным агентством и Государственным архивом Российской Федерации реализует историко-документальный выставочный проект «ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА. Россия – Моя история», который завершает год празднования 80-летия Великой Победы.
В экспозиции представлено более 700 экспонатов. Это уникальные архивные документы и музейные артефакты периода Великой Отечественной войны из 50 федеральных и ведомственных архивов и музеев России и Беларуси, а также частных коллекций.
Среди представленных предметов — две реставрационные схемы из фондов Государственного музея «Исаакиевский собор»: «Иисус Христос» (фрагмент росписи Ф. А. Бруни «Страшный суд» в плафоне восточного свода центральной части собора) В. Г. Журавлева и «Грешник» (фрагмент росписи Ф. А. Бруни «Страшный суд» в плафоне восточного свода центра собора) Я. А. Казакова.
После окончания войны собор предстал перед реставраторами в удручающем состоянии. Самого пристального внимания требовала живопись, повреждения которой в некоторых случаях составляли от 40 до 60% ее общей площади. В аварийном состоянии находились росписи на сводах и более половины картин аттика.
Масштабные реставрационные работы в интерьере Исаакиевского собора развернулись в 1947 году. В течение трех лет группа художников-реставраторов во главе с выдающимся мастером Н. В. Перцевым занималась консервацией наиболее пострадавших фрагментов настенных росписей, что позволило предотвратить их дальнейшее разрушение. С 1954 года под руководством Я. А. Казакова, автора основной методики реставрации монументальной живописи, начались работы в центральном нефе, аттике, главном алтаре и приделах.
Создание живописных схем было необходимым по объективным причинам. Прежде всего, составить полное представление об общем колорите росписей в ходе комплексных реставрационных работ не позволяли установленные по всему пространству собора строительные леса и отсутствие освещения в верхней части здания.
Кроме того, расчистка росписей от копоти проводилась поэтапно, что также не способствовало целостному восприятию всего живописного ансамбля и каждого отдельного произведения. Эти реставрационные схемы созданы в той же технике, что и настенные росписи, поскольку фиксация нарушений красочного слоя средствами масляной живописи облегчала восстановление. Такие схемы позволяли скрупулезно выверять нужные оттенки и добиваться полного колористического сходства с оригиналом.