9.12.2025

Новый номер иллюстрированного исторического и художественного журнала «Мир музея»

В августе в Государственном музее «Исаакиевский собор» представили уникальное издание — «Non omnis moriar: Записная книжка Огюста Монферрана 1810–1830-е», выпущенное в преддверии 240-летия со дня рождения зодчего. В ноябрьском номере иллюстрированного исторического и  художественного журнала «Мир музея» вышла статья директора, почетного члена Российской академии художеств Юрия Витальевича Мудрова, раскрывающая разнообразное содержание этой книги. Автор поясняет, что ее латинский заголовок, означающий «весь я не умру» (цитата из Горация), являлся эпиграфом, которым Монферран сопроводил альбом 1820 года с описанием проекта перестройки Исаакиевского собора, выразив непоколебимую веру в благополучное завершение своего чрезвычайно сложного начинания.

Статья-интервью обращает внимание на то, что записная книжка служит бесценным отражением творческого мира архитектора. На ее страницах соседствуют заметки сугубо рабочего характера, от программ архитектурных конкурсов до каталога личной библиотеки, насчитывавшего 248 редких томов, и виртуозные графические зарисовки – эскизы, пейзажи и даже автопортрет.

Юрий Витальевич рассказывает о масштабной научной работе, предшествовавшей публикации. Кропотливый труд по расшифровке сложного почерка Монферрана, переводу текстов и атрибуции рисунков выполнил коллектив специалистов из нескольких петербургских учреждений: Государственного музея «Исаакиевский собор», Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, а также Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники имени С. И. Вавилова РАН. К работе также были привлечены независимые исследователи. Эти изыскания позволили сделать новые открытия о раннем, французском периоде жизни зодчего.

Особую значимость публикации, как отмечается в статье, придает тот факт, что материальная среда, окружавшая архитектора в России в его особняке-палаццо с коллекцией произведений искусства, сегодня в основном утрачена. Поэтому записная книжка, бережно хранившаяся им, а затем поступившая в фонды Императорской публичной (ныне Российской Национальной) библиотеки, уникальна.